Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Раздуть угли

Режиссер Николай Коляда — о главных задачах Года театра
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин заявил, что в Год театра нужно в первую очередь обратить внимание на малые города. Не могу не поддержать эту идею. Объясню, почему.

Четыре года назад в России проводили Год культуры. Именно тогда для «Коляда-Театра» был сделан абсолютно царский подарок от городских властей и от Свердловской области. Был затрачен 71 млн рублей на реконструкцию старого кинотеатра «Искра». В здании воссоздали в первозданном виде оба зала — «Гранатовый» и «Малахитовый». Сейчас мы играем спектакли на двух сценах — с аншлагами. Людям удобно сидеть в мягких креслах, зал приподнят, и сцену видно из любого уголка. В театре есть удобные туалеты и буфет для публики. В фойе играет тапер, создавая особую музыкальную атмосферу. Все это стало возможно именно благодаря Году культуры.

Но это нам так повезло, а сколько еще по всей России театров в печальном состоянии? Даже страшно представить. Я много езжу и знаю, как им тяжело. Бывает, что на сцене три стареньких фонаря, пол в зале не отремонтирован, доски проваливаются... Так и трудятся. Привести в божеский вид эти небольшие театры — одна из важных задач. Ну стыдно же, когда в твоем в городе один маленький театрик и тот на ладан дышит?!

Наши чиновники, к сожалению, считают, что главное, чтобы в стране трубы дымили да заводы работали. А надо, чтобы души людей огнем горели, тогда и заводы по-иному дымить начнут. К нам, театральным деятелям, всё равно отношение немного наплевательское. Мол, ну что там эти скоморохи? Поют да пляшут. Зачем они нужны? Да нужны, ребята! В некоторых маленьких населенных пунктах театры становятся по-настоящему градообразующими. Вокруг этого маленького очажка культуры соединятся абсолютно все: бизнес, общество, государство.

Часто эти маленькие театры не могут раскрыться в полную силу, поскольку находятся под жестким контролем местной власти и лишний раз боятся обращаться к современной драматургии. Да, новая пьеса бывает нелицеприятной, но говорит о проблемах сегодняшних. Провинциальные чиновники этого не любят. Им надо «Шекспира в бархатных штанишках». Но тогда театр превращается в потухший очаг, а художественный пепел прикрывается красивой фразой: «Мы охраняем ценности культуры». На самом деле очаг давно погас, но все по-прежнему ходят вокруг него с винтовками и охраняют потухшие угли. Думается, что в Год театра нужно обязательно эти угольки раздуть. Театр должен быть живой. И тогда оживут зрители, а значит, и сами маленькие огорода.

Пока же маленькие театры боятся, что руководство косо посмотрит, не даст финансирования и так далее. Недавно от участия в нашем фестивале «Коляда-Plays» отказался Томский ТЮЗ, планировавший привезти спектакль «Банка сахара» по пьесе молодого драматурга Таи Сапуриной. Пришло письмо, что, мол, к сожалению, им не дали денег на поездку. То есть не выделили какие-то копейки на плацкартный вагон и «Газель» для перевозки декораций. А тут, в Екатеринбурге, мы бы их уж разместили да накормили. Но чиновники от культуры в Томской области не нашли возможности.

Подозреваю, что не последнюю роль в этом вопросе сыграл сам спектакль, поставленный по современной пьесе. Был бы Чехов — всё, вероятно, сложилось по-другому. Сейчас и участие театра из Ачинска под вопросом. Денег им не дали, и они через интернет собирают средства на дорогу. Мне ужасно обидно за этих людей. Ведь им так хочется работать, развиваться. И в итоге дарить всё это зрителю.

Особое внимание в Год театра нужно обратить и на зарплаты актеров в провинциальных театрах. Порой она такая крошечная, что думаешь: как же они выживают? Им приходится бегать Винни-Пухами по корпоративам, или раздавать листовки в костюме зебры, или вести тамадами свадьбы... Это унизительно. Неправда, что художник должен быть голодным. Я всегда говорю, что артист должен кушать не только картошку, но и мясо. Сейчас в связи с делом Серебренникова люди часто говорят: «Ага, вы там в театрах все воруете!» Ну, неправда это! Чего там воровать, если большинство театров еле-еле концы с концами сводят?

Надо, чтобы Год театра поддержали и представители СМИ. В «Известиях» недавно было напечатано замечательное интервью Валерия Фокина под заголовком «Чем больше людей увлекается театром, тем лучше для общества». Так это правда! Оно здоровее становится от соприкосновения с прекрасным. Так давайте в 2019-м попытаемся оздоровить в первую очередь сами театры и труппы. А уж мы, — поверьте, за нами не заржавеет! — оздоровим нашего зрителя, а следовательно, и страну.

Автор — драматург, режиссер, актер, художественный руководитель екатеринбургского «Коляда-Театра», заслуженный деятель искусств РФ

 

Читайте также
Прямой эфир