Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Раздуть угли

Режиссер Николай Коляда — о главных задачах Года театра
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин заявил, что в Год театра нужно в первую очередь обратить внимание на малые города. Не могу не поддержать эту идею. Объясню, почему.

Четыре года назад в России проводили Год культуры. Именно тогда для «Коляда-Театра» был сделан абсолютно царский подарок от городских властей и от Свердловской области. Был затрачен 71 млн рублей на реконструкцию старого кинотеатра «Искра». В здании воссоздали в первозданном виде оба зала — «Гранатовый» и «Малахитовый». Сейчас мы играем спектакли на двух сценах — с аншлагами. Людям удобно сидеть в мягких креслах, зал приподнят, и сцену видно из любого уголка. В театре есть удобные туалеты и буфет для публики. В фойе играет тапер, создавая особую музыкальную атмосферу. Все это стало возможно именно благодаря Году культуры.

Но это нам так повезло, а сколько еще по всей России театров в печальном состоянии? Даже страшно представить. Я много езжу и знаю, как им тяжело. Бывает, что на сцене три стареньких фонаря, пол в зале не отремонтирован, доски проваливаются... Так и трудятся. Привести в божеский вид эти небольшие театры — одна из важных задач. Ну стыдно же, когда в твоем в городе один маленький театрик и тот на ладан дышит?!

Наши чиновники, к сожалению, считают, что главное, чтобы в стране трубы дымили да заводы работали. А надо, чтобы души людей огнем горели, тогда и заводы по-иному дымить начнут. К нам, театральным деятелям, всё равно отношение немного наплевательское. Мол, ну что там эти скоморохи? Поют да пляшут. Зачем они нужны? Да нужны, ребята! В некоторых маленьких населенных пунктах театры становятся по-настоящему градообразующими. Вокруг этого маленького очажка культуры соединятся абсолютно все: бизнес, общество, государство.

Часто эти маленькие театры не могут раскрыться в полную силу, поскольку находятся под жестким контролем местной власти и лишний раз боятся обращаться к современной драматургии. Да, новая пьеса бывает нелицеприятной, но говорит о проблемах сегодняшних. Провинциальные чиновники этого не любят. Им надо «Шекспира в бархатных штанишках». Но тогда театр превращается в потухший очаг, а художественный пепел прикрывается красивой фразой: «Мы охраняем ценности культуры». На самом деле очаг давно погас, но все по-прежнему ходят вокруг него с винтовками и охраняют потухшие угли. Думается, что в Год театра нужно обязательно эти угольки раздуть. Театр должен быть живой. И тогда оживут зрители, а значит, и сами маленькие огорода.

Пока же маленькие театры боятся, что руководство косо посмотрит, не даст финансирования и так далее. Недавно от участия в нашем фестивале «Коляда-Plays» отказался Томский ТЮЗ, планировавший привезти спектакль «Банка сахара» по пьесе молодого драматурга Таи Сапуриной. Пришло письмо, что, мол, к сожалению, им не дали денег на поездку. То есть не выделили какие-то копейки на плацкартный вагон и «Газель» для перевозки декораций. А тут, в Екатеринбурге, мы бы их уж разместили да накормили. Но чиновники от культуры в Томской области не нашли возможности.

Подозреваю, что не последнюю роль в этом вопросе сыграл сам спектакль, поставленный по современной пьесе. Был бы Чехов — всё, вероятно, сложилось по-другому. Сейчас и участие театра из Ачинска под вопросом. Денег им не дали, и они через интернет собирают средства на дорогу. Мне ужасно обидно за этих людей. Ведь им так хочется работать, развиваться. И в итоге дарить всё это зрителю.

Особое внимание в Год театра нужно обратить и на зарплаты актеров в провинциальных театрах. Порой она такая крошечная, что думаешь: как же они выживают? Им приходится бегать Винни-Пухами по корпоративам, или раздавать листовки в костюме зебры, или вести тамадами свадьбы... Это унизительно. Неправда, что художник должен быть голодным. Я всегда говорю, что артист должен кушать не только картошку, но и мясо. Сейчас в связи с делом Серебренникова люди часто говорят: «Ага, вы там в театрах все воруете!» Ну, неправда это! Чего там воровать, если большинство театров еле-еле концы с концами сводят?

Надо, чтобы Год театра поддержали и представители СМИ. В «Известиях» недавно было напечатано замечательное интервью Валерия Фокина под заголовком «Чем больше людей увлекается театром, тем лучше для общества». Так это правда! Оно здоровее становится от соприкосновения с прекрасным. Так давайте в 2019-м попытаемся оздоровить в первую очередь сами театры и труппы. А уж мы, — поверьте, за нами не заржавеет! — оздоровим нашего зрителя, а следовательно, и страну.

Автор — драматург, режиссер, актер, художественный руководитель екатеринбургского «Коляда-Театра», заслуженный деятель искусств РФ

 

Читайте также
Прямой эфир