Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Аристократические игры: как русская баронесса покорила Париж

Выставка в Пушкинском музее рассказывает о малоизвестном аспекте рождения французского модернизма
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ГМИИ имени А.С. Пушкина представил экспозицию с интригующим названием «Парижские вечера» баронессы Эттинген». В Галерее стран искусства XIX–XX веков демонстрируются работы Анри Руссо, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Жоржа Брака, Фернана Леже, и можно предположить, что именно эти имена станут основной приманкой для ценителей прекрасного. Но, как выясняется, куда интереснее — центральный сюжет: история о том, как эмигранты из Российской империи оказались в центре художественного процесса Франции.

Польская аристократка с Украины Елена Миончинская в юности вышла замуж за русского барона Эттингена. Брак продлился менее года, но подарил красавице звучный титул. А имение на родине давало стабильный источник дохода. Это позволило девушке вместе со своим двоюродным братом Сергеем Ястребцовым в начале XX века приехать в Париж, поселиться в роскошной квартире и заняться коллекционированием искусства.

Вскоре вокруг богатой красавицы собираются лучшие художники и поэты того времени. Модильяни пишет портреты Элен, Аполлинер редактирует купленный ею журнал «Парижские вечера», а Сюрваж крутит с баронессой роман. Кроме них, завсегдатаями салона Эттинген становятся Пикассо, Леже, Дерен, Брак и другие живописцы, без имен которых история искусств сегодня немыслима.

Пробуют себя в творчестве и сами хозяева: Элен под псевдонимом Франсуа Анжибу занимается изобразительным искусством, а именем Рок Грей она подписывает свои литературные работы. Ястребцов (Серж Фера) не отстает от кузины и становится одним из виднейших кубистов — даром что сегодня этот стиль у нас ассоциируется с другими фигурами. Выставка заставляет усомниться в справедливости вердикта истории: картины Фера впечатляют здесь сильнее всего.

В принципе, ничего удивительного: у Фера кураторы собрали лучшее, самое эффектное. Чего стоит хотя бы «Фигура с гитарой», написанная маслом на стекле, и несколько кубических натюрмортов, соединяющих структурность Пикассо с цветовой изысканностью и метафизическим звучанием Де Кирико.

В свою очередь, художники, имена которых на слуху, здесь представлены одной-двумя работами, далеко не самыми важными для понимания их стиля. У Модильяни это «Портрет Сюрважа», у Брака — «Замок Ла-Рош-Гюйон», у Леже — «Композиция». Исключения два. Во-первых, знаменитая «Суббота» Дерена, купленная Сергеем Щукиным во многом под влиянием публикации в «Парижских вечерах», где Аполлинер поместил репродукцию картины (раритетный номер, открытый на нужной странице, представлен в витрине). И во-вторых, «Свадьба» Руссо — шедевр французского примитивизма.

Это полотно из собрания Музея Оранжери открывает экспозицию. И дело не только в том, что «Свадьба» — главный «гостевой» шедевр на выставке ГМИИ. Просто именно Анри Руссо был любимым художником баронессы и во многом благодаря ее усилиям занял такое важное место в истории искусства. Элен Эттинген покупала его работы тогда, когда они еще мало кого интересовали. Ее же перу принадлежит первая монография о творчестве примитивиста. Символично, что после 1917 года, когда доходное имение баронессы было национализировано, именно живопись Руссо позволила Эттинген и Ястребцову выжить: они продавали сильно подорожавшие картины и таким образом оплачивали самое необходимое. 

Впрочем, Элен и Сергей пробовали зарабатывать и своим трудом. Баронесса, например, занималась вышивкой и создавала удивительные декоративные панно. Одно из них представлено в ГМИИ: круги, расходящиеся из центра, создают абстрактный аккорд, напоминающий то ли о космизме Кандинского, то ли о пестром многозвучии Климта. А еще она расписывала посуду, оформляла ширмы и — не переставала работать как живописец. Но в последнем был более успешен ее кузен.

Фера, хотя и не добрался до олимпа искусства, но всё же вполне мог обеспечивать своим художественным творчеством себя и заболевшую баронессу. И вот что интересно: несмотря на жизненные тяготы, колорит его поздних работ — более светлый, настроение — идиллическое. В пейзажах 1930-х годов он создает образ рая на земле. Если в годы «Парижских вечеров» искусство было для Элен и Сержа веселой страстью, удовлетворением амбиций и аристократическим развлечением, то во вторую половину жизни оно стало для них утешением.

 

Читайте также
Прямой эфир