Злые улицы: основные методы угона автомобилей в России
Начало октября — неспокойное время для автовладельцев: по статистике МВД, во второй осенний месяц наблюдается рост числа угонов. Какие автомобили похищают чаще, как работают злоумышленники и реально ли защитить и сохранить автомобиль — разбирались «Известия».
Согласно отчету МВД, оказавшемуся в распоряжении портала Autonews.ru, за первые шесть месяцев 2018 года в России совершено чуть менее 10 тыс. автомобильных краж и более 10,5 тыс. попыток завладеть автомобилем без цели хищения (ст. 166 УК РФ). На очереди — октябрь, традиционно самый активный месяц для угонщиков и новая головная боль для автомобилистов.
Тот факт, что автомобиль могут «увести» не только ночью, но и днем, не добавляет спокойствия. Если в темное время суток злоумышленники атакуют машины, припаркованные возле домов и на неохраняемых стоянках, то в разгар дня опасными местами могут стать парковки у крупных торговых или бизнес-центров. Cкопление машин, слабая возможность быстро выявить и пресечь угон означают высокую вероятность лишиться транспортного средства. Особенно — из категории «угоняемых».
Что крадут?
Потенциально угоняемые автомобили — не только востребованные на рынке модели, но и те, что наименее защищены от взлома. К примеру, согласно статистике портала «Угона.нет», учитывающей так называемый «удельный вес» угонов, то есть количество похищенных машин на тысячу проданных единиц, верхние строчки группы риска — ввиду отсутствия дополнительной защиты — занимают далеко не массовый спорткар Nissan GT-R (рейтинг — 9,9) и среднеразмерный седан Brilliance H530 (7,7). Кстати, на третьем месте с показателем в пять угонов на тысячу машин находится классическая «Волга» ГАЗ-21. И всё по той же причине: завладеть ей, чтобы перепродать на запчасти, не составляет особого труда для злоумышленника.
В целом необычный топ-3, по словам эксперта портала Алексея Курчанова, раскрывает особенности подходов к защите автомобилей: владельцы либо полагаются на штатную и зачастую несложную защиту, либо рассчитывают на страховку, либо экономят и надеются на авось.
Кстати, с точки зрения такой удельной статистики, популярные на рынке бестселлеры Hyundai Solaris и Kia Rio находятся в середине рейтинга, а марка Lada вообще разместилась на 113 позиции.
В абсолютных же значениях (классическая статистика) за первую половину 2018 года угонщики по-прежнему патриотичны. На первом месте по числу угнанных машин стоит АвтоВАЗ с показателем в 2813 авто, а среди иностранных производителей, по данным статистики ГК «Цезарь Сателлит», наиболее популярны «азиаты»: Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Honda и Mazda, а также Ford и Mercedes-Benz, ставший лидером премиум-сегмента.
По оценкам центра, которые подтверждает статистика правоохранительных органов, в топ-5 любимых угонщиками марок машин в России за первое полугодие 2018 года попадают:
1 — Lada/ВАЗ (порядка 3 тыс. машин)
2 — Toyota (около 1500 машин)
3 — Hyundai (примерно 1 тыс. машин)
4 — Kia (те же 1 тыс. машин)
5 — Nissan (порядка 550 машин)
В целом предпочтения угонщиков не изменились за последнее время и полностью соответствуют спросу на первичном и вторичном рынке. Проще говоря, популярная у легальных покупателей модель логично популярна и по ту сторону закона.
Как они это делают?
Способов угнать автомобиль достаточно: от простых и примитивных с использованием механических инструментов, до изощренных, связанных с кибератакой на охранную систему машины.
Наиболее распространенный способ проникновения в машину — взлом дверных замков и замка зажигания так называемыми проворотами, а также банальное выбивание стекол. К более тонким и профессиональным приемам взлома относят использование электронных устройств или ретрансляторов, с помощью которых злоумышленники обманывают охранную сигнализацию автомобиля.
Есть и другие изощренные варианты, хотя, по словам эксперта ГК «Цезарь Сателлит», как и в любой профессиональной деятельности, связанной с рисками, преступники прежде всего руководствуются не изощренностью или редкостью метода, а его эффективностью.
«Сегодня угоны — хорошо поставленный бизнес с серьезными оборотами. Помимо людей, которые непосредственно крадут машины, «работает» целый коллектив специалистов, которые изготавливают фиктивные документы, оборудование для угонов, перебивают номера на угнанных машинах или разбирают на запчасти, — комментирует эксперт. — Современный автомобиль — это большое электронное устройство, компьютер. Поэтому популярны сегодня те способы угона, которые позволяют его эффективно открыть, перепрограммировать и использовать».
Среди наиболее распространенных способов такого угона эксперты выделяют «прописывание» новых ключей. Злоумышленник проникает в автомобиль и с помощью особого устройства внедряет свой ключ или имитатор в память штатной охранной системы. Как только ключ прописан, автомобиль воспринимает его как оригинальный и больше не противостоит угону.
Другой способ называют «удочкой», или «длинным ключом», и он применяется злоумышленниками на парковках. По сути, это — устройство-ретранслятор для поимки сигнала с бесконтактного ключа-метки. Чтобы угнать автомобиль таким методом, необходимы два человека.
«Один модуль устройства находится у злоумышленника, который остается рядом с машиной на расстоянии 30–50 см, а второй элемент «путешествует» вместе с сообщником за владельцем машины. При включении ретранслятора через цифровой канал передачи данных на принимающий модуль уходит сигнал от ключа-метки. Машина воспринимает эту команду, как свою, и открывает двери преступнику. Такие «удочки» могут передавать сигналы на расстояние до 1 км», поясняют в ГК «Цезарь Сателлит».
Кроме того, существуют устройства, способные полностью подменять штатный ключ автомобиля, а также девайсы-грабберы, которые «подслушивают» частоту передатчика брелока сигнализации в момент постановки автомобиля на сигнализацию и воспроизводят ее. В такой схеме «слушающие» сигнал угонщики, как правило, находятся неподалеку, в припаркованной машине.
Кажущаяся сложной работа по взлому и похищению автомобиля приносит злоумышленникам и результат, и прибыль. Разумеется, чем дороже и ликвиднее на рынке автомобиль-жертва, тем быстрее и проще окупаются усилия угонщиков.
Есть ли защита?
Несмотря на закрепившийся в народе стереотип «если автомобиль приглянулся угонщику, он будет угнан», среди регистрируемых сегодня фактов угона велик процент случаев, которых легко можно было избежать.
Так, например, по наблюдениям эксперта «Угона.нет» Алексея Курчанова, около 80% угнанных авто не были оборудованы ничем, кроме штатной или недорогой малоэффективной сигнализации, подверженной взлому электронной отмычкой.
«Основная причина угона, — добавляет Алексей, — фатализм, равнодушие или недоверие к системам защиты со стороны самого владельца. Либо неграмотный выбор охранных устройств, в чем тоже нередко прослеживается вина владельца».
Задачей-минимум для охранного комплекса сегодня считается уже не столько стопроцентная защита от действий угонщика, сколько возможность «растянуть время», сделать процесс хищения сложным и невыгодным.
По мнению специалистов «Угона.нет», в числе наиболее сложных и эффективных способов защиты, позволяющих с высокой вероятностью сохранить автомобиль, — связки криптостойких электронных систем с электромеханическими компонентами. Компоновка комплекса зависит от «рисковости» автомобиля и условий его хранения, а разброс цен — от 30 до 150 тыс. рублей за эффективный механизм защиты. Не стоит пренебрегать и современными спутниковыми системами сигнализации.
Специалисты и знатоки охранных комплексов сходятся в одном: каким бы совершенным ни был инструмент электронной защиты, эффективность его работы в связке с механическими устройствами и более надежное хранение машины как минимум не навредят ответственному автовладельцу.