Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прошедшая неделя оказалась богата на новости, связанные с главной программой американского военно-промышленного комплекса — истребителем F-35B «Лайтнинг II». «Молнию» впервые применили в бою, впервые посадили на английский авианосец, заключили очередной крупный контракт на поставки и впервые разбили. «Известия» разбирались в потоке новостей.

Боевой дебют

Так уж случилось, что события на прошлой неделе крутились вокруг модификации с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, которая создана в первую очередь для Корпуса морской пехоты (КМП) США, которому требовался самолет с особыми взлетно-посадочными характеристиками для замены «Харриеров».

Последние в свое время значительно уменьшили зависимость морпехов от авиации ВМС и ВВС в вопросе обеспечения непосредственной поддержки войск, так как способны были базироваться на десантных кораблях и экспедиционных аэродромах (читай — расчищенных площадках).

F-35B Lightning II стартует с палубы универсального десантного корабля LHD-2 «Эссекс»

Фото: Global Look Press/US Navy

Именно возможность действовать с десантного корабля в целях поддержки морских пехотинцев и была продемонстрирована на прошлой неделе. Ожидали этого давно. Еще в прошлом году, обсуждая планы освоения F-35B, представители КМП заявили, что вторым развертыванием новой машины в составе палубных авиагрупп станет «командировка» на Ближний Восток с универсальным десантным кораблем LHD-2 «Эссекс» (первое прошло весной этого года на Тихом океане на LHD-1 «Уосп»).

Скорого мира как-то не предвиделось, так что от похода заранее ждали боевого крещения — слишком уж в невыгодном свете можно было оказаться новому самолету, не приняв участие в идущих вокруг боевых действиях.

Впрочем, хотя в целом до спокойствия в регионе действительно далеко, активность американской авиации с разгромом основных сил ИГИЛ (организация запрещена в РФ) последние месяцы резко упала не только в Сирии, но и Ираке. Активность авиации столь спала, что сейчас в окрестностях развернут только один американский авианесущий корабль — собственно, «Эссекс», первое время начавший тренировки у Африканского Рога. Не исключалось применение его авиации в Сомали, где США раз в месяц-другой наносят авиаудары по каким-то особо непонравившимся местным бандам, но долгострою американского военно-промышленного комплекса было суждено начать карьеру с самой долго идущей войны Америки.

Истребитель F-35A Lightning II выпустил ракеты AIM-120 AMRAAM и AIM-9X  во время испытаний над Мексиканским заливом

Фото: Global Look Press/U.S. Air Force

Автор цитаты

Если отсчитывать историю F-35 от первого полета первого прототипа — X-35, — окажется, что они с афганской войной погодки: 24 октября 2000 года против 7 октября 2001 года, когда началась активная фаза текущей войны. Первый же F-35B взлетел 11 июня 2008 года.

Первый вылет с боевым ударом состоялся в ночь на 27 сентября. Согласно опубликованной скудной информации, удар был нанесен по «неподвижному объекту» в интересах «наземной операции по зачистке». Практически наверняка удар наносился по целям на юге Афганистана, например в провинции Гильменд — как раз там ведут бои с талибами морпехи. Нельзя исключать, что до этого проводились тренировочные полеты в регион, но на данный момент об этом неизвестно.

Какое оружие использовалось? Наверняка это были корректируемые 454-килограммовые бомбы GBU-32 со спутниковым наведением семейства JDAM. Это и так главный «инструмент» американской авиации, а для F-35 еще и наиболее освоенное и отработанное оружие. Как раз их подвеска была показана на видео, опубликованном Пентагоном, как кадры подготовки к первому боевому вылету. Примечательно, что по прибытии в регион F-35B начали активно летать с пушечными контейнерами (встроенная пушка есть только на F-35A), сделанными как и на «Харриерах» в первую очередь для поражения наземных целей, а в видео подготовки к вылету была отдельно показана загрузка снарядов. Так что возможно применялась и пушка.

Что еще интересного мы знаем

На многочисленных кадрах тренировочных полетов в районе Африканского Рога и кадрах подготовки к боевому вылету (если они аутентичны) мы видим, что самолеты оснащены так называемыми линзами Люнеберга — не вдаваясь в физические подробности, это небольшие контейнеры, крепящиеся на корпус и значительно увеличивающие его заметность для радиолокаторов. Такая искусственная демаскировка применяется, когда нет прямой угрозы поражения, но требуется скрыть реальную радиолокационную сигнатуру малозаметного самолета. Очевидно, что у талибов зенитно-ракетных комплексов с радиолокационными ГСН не было, а вот соглядатаев американцы опасались.

Интересен и исторический аспект, в данном случае важный для КМП в целом и эскадрильи VMAF-211, которой и принадлежали самолеты с «Эссекса», в особенности. В сентябре 2012 года именно эта часть пострадала от ночного налета талибов на базу Кэмп Бастион в том же Гильменде. Тогда было потеряно сразу восемь «Харриеров» и погиб командир эскадрильи подполковник Кристофер Рэйбл, подобно офицеру времен Второй мировой с одним пистолетом в руках организовавший контратаку разномастной толпы кое-как вооруженных летчиков и наземного персонала. Спустя шесть лет наносивший удар F-35B нес под фонарем кабины, где обычно пишут имя пилота, имя погибшего комэска.

Интересным вопросом является то, был ли удар 27 сентября первым боевым применением F-35 в целом. На первенство претендуют израильтяне, в мае заявившие, что их F-35I уже принимают участие в ударах в Сирии. Однако эти заявления были весьма размыты и единственным подтверждением с тех пор являлся опубликованный снимок полета израильского F-35 недопеку от ливанской столицы Бейрута. Примечательно, что на фото F-35I также несет линзы Люнеберга. За неимением доводов за или против и ввиду большого количества информационных вбросов (вплоть до чуть ли не сбитых сирийской ПВО «Молний») вопрос боевого применения израильских машин пока остается в серой зоне истории боевой авиации.

Визит к «Королеве»

Вторым историческим событием для программы F-35 (и для Великобритании) стало начало летных испытаний на английском авианосце «Куин Элизабет». О корабле и предшествующих событиях портал уже писал отдельно, не будем повторяться, отметим только новые факты.

Летные испытания начались 25 сентября с посадки коммандера Королевского флота Натана Грея. Вторым сел сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эджелл. Участие «сухопутного» летчика в испытаниях на авианосце объясняется тем, что англичане планируют по опыту «Харриеров» формировать фактически единый парк, в котором все должны быть подготовлены к полетам как с палубы, так и с наземных аэродромов, а деление эскадрилий между ВВС и ВМС будет сугубо формальным и, судя по всему, равным, «по-братски». Самолеты, участвующие в испытаниях, американские, из ранних предсерийных (на них установлено специальное оборудование для замеров параметров полета). Кроме упомянутых выше английских военных летчиков-испытателей планируется участие в полетах гражданского летчика-испытателя от корпорации BAe Systems и летчика КМП США.

Весьма интересная ситуация сложилась с освещением этого события, которое, казалось бы, должно было быть громким. Однако, притом что начались полеты 25 сентября, общественности это было объявлено только 28-го. Причем просочилась информация в виде «слива», судя по всему, через известный военный портал Jane’s (на котором новость через небольшое время удалили — к слову, о «свободе СМИ»). А официальное подтверждение и фотоснимки были опубликованы министерством обороны Великобритании только поздним вечером. К слову, те снимки и несколько видео, сделанных, судя по всему 25-го числа, до сих пор, на момент написания данной статьи, являются единственными представленными материалами.

Вдребезги...

Трудно сказать, чем руководствовалось министерство обороны Великобритании в таком скупом освещении знакового этапа для своих вооруженных сил. Американцы в таких случаях куда более оперативны и щедры. Однако какими бы доводами не руководствовались британцы, откладывая публикацию до 28 сентября (а может, планировали и дальше, но вынудил поторопиться «слив»), они очень прогадали. Дело в том, что именно в тот день как на зло американцы взяли и впервые разбили F-35.

F-35B с базы Бофорт разбился в Южной Каролине

Фото: Global Look Press/twitter.com/hscott61

Потерпевшая аварию машина принадлежала всё той же модификации F-35B и была приписана к эскадрильи КМП VMFAT-501 с базы Бофорт в Южной Каролине. Ранее уже было списано несколько F-35. Например, самый первый F-35A был списан и расстрелян на земле после завершения полагавшейся ему программы испытаний. Кроме того, было разрушение лопатки двигателя, был пожар в полете. Но ранее проблемы либо возникали на земле, либо не требовали от летчика пользоваться катапультой. В этот же раз воспользоваться ею пришлось и, к счастью, успешно — после медицинского обследования летчик был выписан из местного госпиталя. Жертв и значительных разрушений на земле также нет — самолет «удачно» упал на незаселенный речной островок неподалеку от аэродрома.

Пока что о причинах аварии подробностей не сообщали. Но что примечательно — в случае хоть сколь-либо серьезных технических неполадок или подозрения на них в Штатах сразу же прекращают полеты потерпевшего аварию типа летательного аппарата, как минимум модификации

Неоднократно это случалось и с F-22, и с F-35. В этот же раз не последовало даже локальных ограничений на полеты, хотя бы среди машин КМП или конкретной эскадрильи. Косвенно это говорит о полной уверенности командования в человеческой ошибке того или иного рода.

...но на счастье?

Авария, конечно, случилась для американских военных и программы F-35 в целом очень не вовремя. Конечно, рано или поздно это должно было случиться — выпущено уже более 300 машин, которые активно летают по миру, и то, что не разбились до сих пор, уже удивительно. Однако совпадения оказались просто удивительные — мало того что «смазали» медийный успех от боевого крещения и начала английских полетов с палубы, так еще именно в тот день, 28 сентября, Пентагон и Локхид-Мартин объявили о том, что после долгих переговоров «ударили по рукам» по очередной партии. Сумма контракта на партию LRIP-11 из 141 истребителя около $11,5 млрд. Вероятная (хотя неточная) разбивка их такова

123

Поводом для хвастовства стало очередное снижение цены по сравнению с предыдущим контрактом:

— для F-35A — с $94,3 млн до $89,2 млн;

— для F-35В — с $122,4 млн до $115,5 млн;

— для F-35A — с $121,2 млн до $107,7 млн.

До ориентировочных порядка $83/108/93 млн соответственно еще далеко, но в таком деле главное — демонстрировать прогресс, дабы у военно-политического руководства была возможность отчитаться, как они держат частных поставщиков в ежовых рукавицах и не дают им транжирить деньги налогоплательщиков.

Так что в целом крайне насыщенная неделя выдалась для крупнейшей военной программы в истории скорее удачной, хоть и с душком от пожара стоимостью сто с лишним миллионов долларов и подозрительной молчаливостью по ряду, казалось бы, удачных поводов.

 

Читайте также
Прямой эфир