Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почетной гостьей фестиваля «Послание к человеку», завершившегося в Санкт-Петербурге, была выдающаяся французская актриса Фанни Ардан, известная по фильмам Франсуа Трюффо, Клода Лелуша, Франсуа Озона и других классиков европейской режиссуры. Она представила российской публике документальную картину Тома Вольфа «Мария до Каллас», посвященную выдающейся оперной певице, а также приняла участие в финальной церемонии награждения. Между светскими выходами кинозвезда ответила на вопросы «Известий».

— В Петербурге вы представляете фильм про Марию Каллас. Ранее вы играли ее в байопике Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда». Что вас привлекает в этой женщине?

— Меня притягивает маршрут ее артистической жизни. В ее творческом пути я вижу стремление к абсолюту. Всю себя она посвящала поиску идеального художественного результата. Когда я думаю о Марии Каллас, возникают ассоциации с мастерами-ремесленниками старых времен, которые не покидали рабочее место, пока не убеждались, что своими руками создали шедевр. Так и Каллас никогда не выходила на сцену, пока не была полностью уверена в совершенстве своей работы.

Это грандиозный талант и огромная внутренняя работа. Она имела силы и волю отказываться от того, что казалось ей посредственным, не считалась с коммерческим успехом. Это пример жизни настоящего страстного художника.

Кадр фильма «Каллас навсегда»

Кадр фильма «Каллас навсегда»

Фото: ​Парадиз

— При этом она была настоящей звездой, объектом поклонения.

— Она получала множество писем. Те послания, где содержались восторги и восхваления, она не хранила, выбрасывала. Но сохраняла те, в которых ее в чем-то упрекали, критиковали, где были нелестные суждения. Музыка — это такое искусство, которое требует служить ему со всей возможной скромностью и самоотречением. Как только начнешь считать себя дивой, потеряешь магическую внутреннюю связь с музыкой, возможность находиться с ней в постоянном диалоге.

— Нередко бывает, что люди, наделенные особым даром, не могут сами выбрать свой жизненный путь. Выбор делает за них какая-то внешняя сила, тот самый дар — так было у Каллас. Чувствовали ли вы, что вашу судьбу тоже определяет этот дар?

— Прежде всего давайте уточним масштаб. Я не могу ставить себя рядом с ней, я не дотянулась до такой высоты, я стою на много ступенек ниже. Но в целом насчет важности дара я с вами согласна. Пение, танец требуют годы учебы, профессионального совершенствования. Однако добиться выдающегося результата невозможно, если нет этого особого дара, полученного свыше. Без него всё остальное ничего не значит. Но я не могу отнести этого к себе.

— В актерской профессии не так?

— Стать актрисой гораздо проще. Суть этого ремесла в обмане, в создании иллюзии. Неважно, говорим мы правду или нет, нас нельзя оценивать с этих позиций. Актерство легко и опасно.

— Опасно? Почему?

— Именно поэтому — оно создает иллюзии, в нем нет ничего правдивого.

Французская актриса Фанни Ардан во время пресс-конференции перед показом фильма "Мария до Каллас"

Французская актриса Фанни Ардан во время пресс-конференции перед показом фильма «Мария до Каллас»

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

— Вас не тяготит слава? Легло ли, имея такую известность, оставаться просто женщиной?

— Я часто думаю, что могла бы и хотела вести обычную женскую жизнь: дом, дети, маленькие радости. Слава и поклонники — этого мне совершенно не нужно. Более того, всякий раз, когда завершается очередной кинематографический или театральный проект (помимо съемок в кино, Фанни Ардан регулярно играет в театре. — «Известия»), я говорю себе: «Всё, это было в последний раз, больше никогда!». Но, мысленно произнося это, понимаю, что лгу сама себе. Я ни за что от этого не откажусь! Это сильнее, чем я. Отношения с кино и театром — это отношения любви и ненависти.

— Есть мнение, что кино, как и высокая мода, свои лучшие годы оставило позади. Вы с этим согласны?

— В годы, когда моя кинокарьера только начиналась, уже ощущалась некая двойственность. Тогда говорили, что существует кино как искусство и кино как индустрия. То, что убивает кино как искусство, уничтожает высочайший уровень мастерства — это навязанный кинематографу капитализм.

— Кино, как и театр, всегда было теснейшим образом связано с литературой. И французские писатели оказывались на вершине литературного олимпа. Достаточно назвать Марселя Пруста. Как вам кажется, сохраняет ли сегодня французская литература свое влияние и уровень, заданный такими мастерами, как Пруст?

— Нет. Если хотите знать мое мнение, сегодня — нет. А если говорить о связи литературы и кино, то мне представляется, что по-настоящему великие книги потому и великие, что дают огромное пространство для интерпретаций. Сколько существует экранизаций «Войны и мира» Льва Толстого? Есть фильм Сергея Бондарчука, есть голливудская картина (фильм 1956 года с Одри Хепберн, режиссер Кинг Видор. — «Известия»), несколько телевизионных сериалов...

Французская актриса Фанни Ардан

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Максим Оберег

Какая киноверсия лучше, кто из авторов прав — об этом много спорят. На самом деле прав Лев Толстой, и в конечном счете люди всегда будут обращаться к его книге, независимо от того, сколько экранизаций появится в будущем. Кстати, о сегодняшней французской литературе. Пожалуй, я ответила слишком поспешно. Сейчас мы можем чего-то не знать, не видеть. Насколько она хороша сегодня, мы будем понимать через 100 лет. Давайте встретимся через 100 лет и поговорим об этом (смеется).

— Можно ли сегодня вообще обойтись без искусства и литературы?

— Как это? Что вы такое говорите?

— Миллионы людей довольствуются тем, что просматривают фото в Instagram — и счастливы. Ничего другого им не нужно.

— Это не люди, а рабы! Слушайте, я хочу это повторить: это рабы! Жить без искусства нельзя. Оно имеет огромную утешительную силу. Только оно способно лечить душевные раны и успокаивать боль.

Автор цитаты

Фанни Ардан окончила Университет Прованса по специальности «политология». Параллельно с учебой в вузе занималась на актерских курсах и в 1974 году дебютировала театральной сцене, а два года спустя — в кино (фильм Жоэля Сериа «Мари — куколка»). Европейскую известность актрисе принесла главная роль в фильме Франсуа Трюффо «Соседка» (1981). Фанни Ардан стала спутницей жизни режиссера и до скоропостижной смерти Трюффо успела сняться еще в одном его фильме — «Веселенькое воскресенье» (1983). Также работала с Аленом Рене, Микеланджело Антониони и другими выдающимися европейскими кинематографистами.

Читайте также
Прямой эфир