Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Если бы Алексей Романов написал лишь две песни, «Кто виноват» и «По дороге разочарований», имя его всё равно вошло бы в историю русского рока. К счастью, основатель «Воскресения» сочинил куда больше — хотя, конечно, не отличается творческой плодовитостью, свойственной многим его коллегам по сцене. Дело, наверное, в том, что один из самых меланхоличных и романтичных русских рок-музыкантов умеет вовремя останавливаться и брать, что называется, не количеством, а качеством. 24 сентября Романову исполняется 66, и в день рождения певца, гитариста и автора песен портал iz.ru попробовал разобраться в его творчестве — и причинах народной любви к нему.

Не торопясь

Собственно говоря, студийная дискография «Воскресения» — четыре альбома; за почти 40 лет существования группы катастрофически мало. Конечно, сам Романов имеет в портфолио и записи с «СВ», одно время серьезно конкурировавшими за первое место на отечественном рок-олимпе, и сольные проекты 1990-х, но все же для широкой публики он остается прежде всего бессменным лидером и отцом-основателем «Воскресения».

Феномен «Воскресения», захватившего сердца уже нескольких поколений слушателей, на самом деле удивителен для нашей сцены. Меланхолические тексты Романова и манерная вычурность Никольского не вполне вписывались ни в скудный рок-ландшафт конца 1970-х, ни в бурные 1980-е, ни в лихую вседозволенность новой России периода первоначального накопления капитала (тогдашнее состояние умов лучше всего было передано на обложке альбома «Рондо» 1994 года «Добро пожаловать в рай» — доллары, золото, пули, нож и нюхающий что-то белое со стола трансвестит).

В песнях «Воскресения» не было ни агрессии, ни позы, ни протеста — только метафизическая тоска по какому-то смутному идеалу; дворовый экзистенциализм, оформленный в довольно изящную музыкальную обертку. Профессионализм и самого Романова, и его много раз менявшихся коллег по группе всегда был, особенно по меркам нашей рок-сцены, запредельным — недаром Андрей Макаревич в своих мемуарах честно признавался, что еще в 1969 году Романов с пианистом и вокалистом Виктором Кистановым «Бродячие облака» «музыкально пели битловские песни — выходило, что называется, один к одному — то, чего «Машина» никогда не могла добиться».

Музыкант рок-группы «Воскресение» Алексей Романов

Музыкант рок-группы «Воскресение» Алексей Романов

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Это, напомним, был юношеский и едва ли не школьный проект — к концу 1970-х годов Романов со своей гитарной техникой и талантом найти правильный аккорд мог легко дать фору мэтрам тогдашней советской эстрады.

Которая, напомним, отнюдь не вся представляла собой песни про такого молодого Ленина и бессмертный подвиг товарища генерального секретаря. Давид Тухманов выпускал пластинки вполне адекватного, западного качества арт-рока, вислоусые белорусы из «Песняров» и «Сябров» умело комбинировали народную мелодику с поп-роковыми аранжировками, Алла Пугачева уже собирала стадионы и стала для всего Союза женщиной, которая поет не так, как другие.

Кроме того, в канун Олимпиады-80 несколько смягчилась и цензура: в СССР выступил Элтон Джон, «Мелодия» начала издавать по лицензии пластинки западных исполнителей (большинство, впрочем, проходило по разряду дефицита; но в крайнем случае с «забугорным» репертуаром можно было ознакомиться в исполнении «Веселых ребят» и группы болгарских товарищей с тогда еще ничего не говорящим названием «ФСБ»), на телевидении появилась программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которой при определенном везении можно было застать не только Дина Рида с Карелом Готтом, но и Boney M, АВВА или даже, страшно сказать, Сюзи Куаттро.

По дороге разочарований

Но «Воскресение», будучи, с одной стороны, коллективом полуподпольным и потому в еще меньшей мере связанным условностями, а с другой — командой настоящих профессионалов, имело на своей стороне неоспоримый козырь: тексты на понятном языке, исполненные настоящей искренности и честности.

Впоследствии эстеты будут морщить носы по поводу всех этих «бульвары встрепенулись, словно крылья» и «была земля цветущей под ногами всего лишь день назад» — во многом справедливо; большой поэзией это не назовешь. Однако ж рядовой слушатель искал не искусства ради искусства, а понятных, близких слов и образов под понятную и близкую сердцу музыку — и вот именно это Романов и его друзья давали (и продолжают давать) аудитории щедро и без всякой модной нынче иронии.

В этой наивной прямолинейности, наверно, и таится секрет популярности песен Романова — несмотря на меняющиеся музыкальные моды и веяния. Оттолкнувшись от столь же наивного и прямолинейного американского блюза, он сумел создать уникальный — и вот уже почти 40 лет прилежно копируемый поколениями русских музыкантов — симбиоз рок-н-ролльных гармоний с почти романсовой мелодикой, ставший практически архетипом для стиля, получившего в 1990-е название «русского рока».

При этом нельзя не заметить, что «Воскресение» в свое время двигалось, в общем и целом, в одном направлении с западными коллегами — достаточно вспомнить британцев Dire Straits и Криса Ри, на стыке 1970-х и 1980-х убравших стадионный пафос из классического рока и заменивших его на простоту и искренность панка и фолка.

Солист группы «Воскресение» Алексей Романов 

Солист группы «Воскресение» Алексей Романов 

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Свою эстетику Романов прекрасно описал в ранней — и, по сути, программной — песне:

«В ворохе песен для каждого случая,
Есть тихая радость и громкая грусть,
Вопли и вздохи, и самая лучшая
Песня не спета еще, ну и пусть.

А если достигну я славы и почестей
А после постигну, что всё суета,
Есть, значит, правда, она в одиночестве,
Вечная правда, а в ней красота».

Ее он и придерживается все эти годы — с неизменно превосходным, пусть и неброским на фоне «рвущих» социальные сети молодых и не очень «хайпожоров» от рока и от эстрады (разница между ними, впрочем, всё менее уловима). Полные залы он собирает по-прежнему, без скандалов и еженедельных упоминаний в масс-медиа. Вероятно, это и есть знак настоящего — долгоиграющего, как старая добрая виниловая пластинка, — признания.

 

Читайте также
Прямой эфир