Цены крупных госконтрактов разрешат пересмотреть из-за роста НДС
Стоимость некоторых уже заключенных госконтрактов может быть пересмотрена из-за повышения НДС с января. Об этом говорится в разъяснительном письме Минфина, с которым ознакомились «Известия». В тексте уточняется, что пересмотр цены разрешен, только если без этого контракт вовсе не будет исполнен. Многие господрядчики, в частности, из высокотехнологичных сфер, болезненно отреагируют на рост налога, однако доказать неисполнимость договоренностей для них будет практически невозможно, считают эксперты.
В связи с увеличением НДС с 18 до 20% со следующего года цена уже заключенных госконтрактов может быть пересмотрена. Речь идет о тендерах муниципалитетов на срок от года стоимостью 500 млн рублей, контрактов регионов на три года с ценой свыше 1 млрд рублей и закупок федерального центра также сроком на три года, но с ценой свыше 10 млрд рублей. Объем тендера разрешается пересмотреть, если по независящим от заказчика и поставщика причинам его реализация будет сорвана. Такие правила предусматриваются отдельным постановлением правительства. В частности, причиной для пересмотра может стать повышение НДС, подчеркивает в своем разъяснительном письме замминистра финансов Алексей Лавров.
При этом в целом в документе отмечается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок проведения работ. А риски исполнения обязательств, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим и предусматриваются в цене заявки на участие в тендере.
Изменение налогового законодательства болезненно в первую очередь для компаний из высокотехнологичных отраслей, например, выпускающих сложные станки или промышленное оборудование, считает президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин. Как правило, это предприятия с высокой добавленной стоимостью продукции. Эта характеристика распространяется не только на выпуск, но и на закупаемые такими компаниями компоненты. После повышения НДС их себестоимость вырастет примерно на 1,5%, уверен Александр Калинин. По его словам, это довольно существенно, так как даже небольшое изменение в стоимости производства при сохранении цен контракта может привести к кратному сокращению чистой прибыли.
Госзаказчик будет стараться избежать изменения цены уже заключенных контрактов всеми силами, считает вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин. Для госсектора процедура получения дополнительных средств по уже учтенным законтрактованным проектам с точки зрения администрирования очень тяжелая. Так что шансы того, что поставщик сможет доказать заказчику неисполнимость контракта по первоначальным условиям, невелики, полагает он. По его мнению, наиболее вероятный сценарий разрешения противоречий — переход в плоскость арбитража. Поэтому можно ожидать волну судебных разбирательств.
В идеале бизнес должен учитывать разные риски при построении своих финансовых моделей, однако на практике невозможно застраховаться от всего, добавил Александр Калинин. Крайне маловероятно, чтобы компании в принципе рассматривали сценарий такого нетривиального изменения законодательства и резервировали соответствующие этому средства, согласен Владимир Княгинин.
В 2018 году муниципалитеты объявили 123 тендера от 500 млн рублей и дороже. Регионы разместили 122 закупки стоимостью более 1 млрд рублей. Федеральные заказчики разместили только три конкурса по цене 1 млрд рублей и дороже.
Чаще всего на эти деньги государство заказывало бизнесу строительные работы. Например, самая дорогая госзакупка для муниципальных нужд — это строительство канализации в Симферополе за 11 млрд рублей. Самый большой тендер регионального уровня — поставка вагонов метро для Московского метрополитена на сумму более 51 млрд рублей. Для федеральных нужд — ремонт трасс М-18 и Р-21 из Петербурга к границе с Норвегией за 11 млрд рублей.
В целом, по данным мониторинга Минфина, объем госзакупок в 2017 году превысил 7,1 трлн рублей. Это почти половина всей доходной части федерального бюджета (15,2 трлн рублей) и его расходной части (16,5 трлн рублей).