Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Рыба границ не видит

0
Фото: В 2017 году в России было зарегистрировано 2320 рыболовецких судов | ТАСС/Юрий Смитюк
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российская рыбная отрасль пере­живает переломный момент. После начала санкционных войн со страна­ми — поставщиками морепродуктов она стала привлекательным объектом для инвестирования. Переход на совре­менные технологии обещает полностью преобразить ее за несколько лет. Осо­бенно заметны изменения в отрасли в Дальневосточном регионе, где добы­вается 65% реализуемой в стране рыбы. Эксперты предполагают, что техноло­гическое обновление отрасли должно положительно сказаться на цене про­дукта. Так, в этом году на Дальнем Вос­токе стал рекордным улов горбуши, что уже привело к снижению оптовых цен. А значит, можно надеяться, что она и в розницу станет дешевле.

СЕТИ РАССТАВЛЕНЫ

В советское время рыбохозяйствен­ный комплекс Дальнего Востока и Приморского края был единым ор­ганизмом. Его мощности были пред­ставлены рыбодобывающими, рыбо­перерабатывающими, транспортными судами, вспомогательным флотом, бе­реговыми перерабатывающими заво­дами, холодильными мощностями, портовой инфраструктурой, завода­ми по воспроизводству водных биоло­гических ресурсов, судостроительны­ми и судоремонтными предприятиями. В 90-е годы этот комплекс распался на отдельные предприятия, которые самостоятельно занялись добычей, пе­реработкой и сбытом рыбной продук­ции. Конкурентоспособность отрас­ли резко упала, и прилавки магазинов заполнились импортной рыбой. Одна­ко после введения в 2014 году ограни­чений на импорт продовольствия по­требность в отечественной рыбной продукции резко повысилась, в от­расль потекли инвестиции, и она на­чала оживать.

Сегодня эксперты констатируют, что отечественная рыбная отрасль уже может без сбоев поставлять необхо­димое количество рыбы на прилавки магазинов. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных пред­приятий, предпринимателей и экспор­теров (ВАРПЭ), за последние 10 лет — с 2007 по 2017 год — добыча рыбы возросла на 41,7%, или 1,4 млн т. По мне­нию президента ВАРПЭ Германа Звере­ва, рыбопромышленные предприятия постоянно модернизируют добываю­щий флот и вводят в строй новые суда, поэтому промысловые возможности рыболовного флота и перерабатыва­ющие мощности судов увеличива­ются. Ежегодно растут и инвестиции в отрасль: например, в 2017 году инвестиции в российские рыбохозяйствен­ные предприятия составили 11,9 млрд рублей.

Несмотря на тактические успе­хи, проблем в рыбной отрасли стра­ны еще предостаточно. Так, обновле­ние рыболовного флота идет слишком медленно — количество эксплуатиру­емых судов, построенных до 1991 года, составляет 90% от общей численности рыболовецкого флота.

— По итогам прошлого года общее количество зарегистрированного ры­бопромыслового флота в России со­ставляло порядка 2320 судов различ­ного типа — добывающие, в том числе маломерные, обрабатывающие, при­емно-транспортные, — говорит управ­ляющий партнер компании Agro and Food Communications Илья Березнюк. — Но рыбопромысловый флот неумолимо стареет. Динамика последних лет пока­зывает, что, даже несмотря на появле­ние новых судов, общее их количество сокращается. Так, за последние три года на отечественных и зарубежных заводах за счет средств судовладель­цев были построены и введены в экс­плуатацию три новых судна — БМРТ «Механик Сергей Агапов», СРТМ «Ягры», СРТМ «Мирах». Для обновления рыбо­добывающего флота этого крайне мало.

По словам президента ВАРПЭ Гер­мана Зверева, сегодня существу­ет внушительный портфель заказов на строительство рыболовных судов на российских верфях. Однако, по не­которым оценкам, судостроительные предприятия пока также недостаточно технически оснащены и не могут спо­собствовать обновлению флота в адек­ватные сроки.

— Строительство рыболовного судна в России занимает три и более года, — говорит генеральный директор хаба­ровского рыбоперерабатывающего предприятия «Иня» Анна Кривченко. — Тогда как в Китае его могут построить всего за шесть месяцев. То же самое касается и ремонта судов — за грани­цей ремонт делают более качественно и не так дорого, как в России.

ХОЛОДНЫЙ ПРИЕМ

Остро стоит и проблема транспорти­ровки рыбы. Выше мы уже говорили, что 65% всего российского улова рыбы обеспечивает Дальний Восток. В цен­тральные регионы рыба доставляется по железной дороге. Фактически это единственный способ доставки. От­правка морепродуктов рефрижератор­ными контейнерами на судах в порты Северо-Запада невыгодна и логисти­чески не оправдана. Железнодорож­ные маршруты через Транссиб и БАМ позволяют разгружать рыбу на всем пути следования, снабжая фактиче­ски всю страну. Тем не менее перевозки рыбы морским транспортом выросли с 10 тыс. т в 2016 году до 23 тыс. т в 2017- м, а на этот год запланирована отправ­ка 50 тыс. т (речь идет только об отгруз­ке в адрес российских портов).

Представители рыболовецких ком­паний утверждают, что полноценно­му использованию железнодорож­ных маршрутов мешает недостаток рефрижераторных мощностей, а так­же высокая стоимость услуг перевоз­чика. Отчасти эти претензии спра­ведливы — транспортные операторы практически не заказывают новые рефрижераторные вагоны и вагоны- термосы. При установленных государ­ством тарифах их эксплуатация нахо­дится на грани рентабельности. Кроме того, пропускная способность желез­нодорожных магистралей на Дальнем Востоке ужа давно находится на пре­деле: подходы к портам забиты эшело­нами с углем, а обратно, соответствен­но, отправляются пустые полувагоны. Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба — одна из ключевых составляющих инвестиционной про­граммы РЖД. Но до завершения строительных работ еще далеко.

Впрочем, и производители, и пе­ревозчики признают: транспортная составляющая в оптовой цене даль­невосточной рыбы составляет около 7,6% — эта цифра называлась на межотраслевом совещании, которое Рос­рыболовство проводило в августе. Не так уж много для скоропортящего­ся товара, который едет на прилавки через всю страну. Высокая розничная цена на рыбу объясняется еще и тем, что внутреннему рынку приходится конкурировать с экспортными постав­ками. Рыболовецкая отрасль в нашей стране сейчас фактически ориентиро­вана на экспорт продукции.

— В 2017 году рыбная продукция со­ставила около 17% от всего объема рос­сийских поставок продовольствия за рубеж, — говорит Илья Березнюк. — Это второе место после экспорта зер­новых. Общий объем экспорта россий­ской рыбной продукции в прошлом году составил порядка 2 млн т. Это при­близительно половина от всего объ­ема производства. Свыше 75% всего экспорта морепродуктов составила мороженая рыба.

По мнению директора по разви­тию ТМ «Рыбсеть» Полины Кировой, рыбодобывающим компаниям невы­годно вкладываться в строительство береговых перерабатывающих про­изводств, так как они могут дороже продать сырье за границу, да еще и по­лучить возврат НДС. Основными по­требителями российской рыбы и мо­репродуктов являются Китай, Корея и Япония. Экспортные цены повыша­ют и внутренние цены на рыбу.

Все эти проблемы — сложная логи­стика, повышение тарифов, отсутствие субсидирования железнодорожных пе­ревозок рыбопродукции, экспортоориентированность отрасли — созда­ют большую разницу между оптовой и розничной ценой рыбы, длинные це­почки посредников, сборы на каждом этапе ее доставки и, конечно же, отра­жаются на конечной цене продукта.

Правда, в последнее время государ­ство начало активно стимулировать рыбоперерабатывающую отрасль, осо­бенно на Камчатке и Дальнем Востоке. Так, к 2022 году на Камчатке и куриль­ском острове Шикотан планируется построить сразу несколько современ­ных рыбоперерабатывающих ком­плексов с удобной инфраструктурой доставки рыбы с промысловых су­дов на берег. Рыбоперерабатываю­щие предприятия строятся и в других регионах России. Результат этих мер мы сможем увидеть только через не­сколько лет.

По мнению экспертов ВАРПЭ, в це­лом импортозамещение рыбной про­дукции в России состоялось: если в досанкционный период в Россию ввозилось более 150 тыс. т мороженой и охлажденной красной рыбы, то се­годня этот показатель не превыша­ет 35–40 тыс. Рыбный ассортимент в магазинах преимущественно рос­сийского происхождения, и дефици­та рыбы на прилавках нет. Однако вы­сокие цены на отечественную рыбу не дают расти спросу на этот полез­ный продукт. Ритейлеры отмечают, что в последние годы жители России стабильно предпочитают рыбе курицу. А значит, импортозамещение рыбы — далеко не последняя цель для разви­тия рыбной отрасли.

Читайте также
Прямой эфир