Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Дрон в боевых условиях

Замначальника Государственного центра беспилотной авиации подполковник Андрей Лайковский — о применении БПЛА в Сирии, особенностях подготовки операторов и новых аппаратах для Вооруженных сил
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ближайшее время Вооруженные силы получат первые «русские риперы» — ударные беспилотники большой дальности. Кроме того, в войска поступят новые «разведчики» — БПЛА, способные находить противника по радиоэлектронному излучению и с помощью радара. Об этом в интервью «Известиям» сообщил замглавы Государственного центра беспилотной авиации подполковник Андрей Лайковский. Он также рассказал об опыте применения российских БПЛА в Сирии, особенностях подготовки армейских специалистов по беспилотникам и о том, как боевикам удается собирать аппараты из купленных в интернет-магазинах компонентов.

— Какие задачи решает ваш центр?

— Центр предназначен для подготовки специалистов беспилотной авиации. Для выполнения задач воздушной разведки, а также специальных задач в интересах обеспечения действий войск (сил). Также мы занимаемся проведением научной работы в области беспилотной авиации. Проводим войсковые испытания комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Мы тесно взаимодействуем с заводами и конструкторскими бюро, начиная с этапов создания беспилотных комплексов до сопровождения их эксплуатации.

Подразделения центра ведут исследовательские работы по изучению существующих и перспективных иностранных комплексов с беспилотными летательными аппаратами. На их основе мы даем рекомендации по развитию и совершенствованию имеющейся отечественной базы.

Центр был создан еще в советское время. Во времена развала Советского Союза он был сохранен и выведен в город Егорьевск Московской области. И почти 10 лет назад мы были перебазированы в Коломну. С тех пор находимся здесь.

На начальном этапе, когда в Вооруженных cилах только начинали формироваться подразделения беспилотной авиации, они всем составом приезжали к нам. Мы их обучали, укомплектовывали техникой, и они убывали в свои части. Сейчас мы систематически готовим для них новых специалистов, осуществляем снабжение новыми комплексами и восстановление вышедшей из строя техники.

— Для работы с какими аппаратами вы готовите специалистов?

— Мы обучаем специалистов для всех типов комплексов с БПЛА, стоящих сейчас на вооружении, для всех видов Вооруженных сил и родов войск.

Кроме того, мы участвуем в проведении различного рода испытаний новых комплексов с БПЛА и других специальных комплексов, включая иностранные. Работаем с комплексами, испытывать которые позволяет территория нашего района. Для испытания крупных аппаратов с большой дальностью и продолжительностью полета мы выезжаем на полигоны или предприятия-изготовители.

— Сложно ли подготовить расчет беспилотника? Какое образование и какие знания должны быть у военнослужащего, чтобы он смог приступить к учебе?

— В зависимости от типа комплекса расчет может состоять из разного числа специалистов разных направлений для его полноценной и безопасной эксплуатации, основные — «разведчик», «летчик» и техник. Чтобы пройти обучение по этим специальностям, конечно, надо иметь определенный кругозор и базу знаний.

«Летчику» — оператору управления БПЛА и «разведчику» — оператору различного рода полезных нагрузок БПЛА необходимо иметь базовые знания в области компьютерных технологий. Будущему технику не мешает иметь техническое образование. Все требующиеся знания и навыки передают наши опытные преподаватели и инструкторы в процессе обучения.

Первоначальный отбор проводится в частях. Для войск определены требования к кандидатам. Когда они прибывают к нам, мы проводим различного рода тесты, личные беседы и психологический отбор, после чего кандидаты, успешно прошедшие все этапы входного контроля, зачисляются в группы по специальностям обучения.

Мы пробовали учить «всех подряд», но этот опыт не оправдал себя. Даже если мы передадим не имеющему определенной базы человеку необходимые знания, то в нестандартной ситуации он может растеряться и совершить неправильные действия. Как следствие — потеря техники, невыполнение боевой задачи.

— Есть ли преимущество российской техники над иностранной?

— Жизнь заставила нас пойти немного по другому пути, чем другие страны. Долгое время беспилотная авиация в России по своим характеристикам серьезно отставала от зарубежных аналогов. Когда снова началось ее развитие, нам было непросто догнать отдельные страны по количеству имеющихся средств, а в некоторых вопросах и по их качеству. Но тем не менее отечественные разработчики в короткие сроки смогли создать, испытать и поставить в войска комплексы с БПЛА, ничем не уступающие аналогам иностранных государств.

Нам удалось достичь больших успехов, и прежде всего за счет того, что имеющиеся средства мы научились использовать с куда большей эффективностью, чем наши иностранные «партнеры».

— Каким образом?

— БПЛА могут находиться в воздухе очень продолжительное время, но далеко не всегда в столь длительном полете есть смысл: беспилотник может ничего не найти или же добытая с его помощью информация может быть незначительной для командования, в интересах которого БПЛА применяется. Благодаря умелому планированию командованием, а также грамотным действиям личного состава расчетов у нас в войсках полеты наших «роботов» практически всегда приносят полезную актуальную информацию.

В Сирии практически вся информация об объектах, полученная с беспилотных летательных аппаратов, была принята к доразведке и огневому поражению авиацией. Важной частью работы беспилотных авиационных комплексов является и последующий контроль результатов нанесения авиационных ударов.

— Когда российские Вооруженные силы получат не только разведывательные, но и разведывательно-ударные аппараты, сопоставимые по характеристикам с такими разработками, как американский MQ-9 Reaper?

— В ближайшее время в войска поступят комплексы большой дальности и продолжительности полета, которые будут способны применять вооружение, находящееся на борту летательного аппарата.

— Какие новые комплексы находятся в высокой степени готовности и смогут поступить в Вооруженные силы в ближайшие месяцы?

— Близятся к завершению работы по созданию БПЛА средней дальности. Он будет оснащен радаром, и, помимо визуальной, этот аппарат сможет вести радиотехническую разведку в любых погодных условиях.

Кроме того, проводится постоянная работа по модернизации стоящих на вооружении систем БПЛА под новые современные требования и улучшению их характеристик, например «Орлана-10» и «Элерона-3».

— Как вы используете опыт применения БПЛА российскими подразделениями в Сирии?

— Мы изучаем все аспекты работы аппаратов в боевых условиях: тактические приемы ведения разведки с помощью различных бортовых средств, порядок взаимодействия с заинтересованными родами войск, особенности технической эксплуатации комплексов в различных климатических условиях. Полученные данные мы обобщаем, всесторонне анализируем и вырабатываем рекомендации по применению комплексов в различных условиях обстановки. Полученный опыт отражается и в материалах, которые используются для обучения специалистов беспилотной авиации.

Кроме того, мы изучаем опыт применения аппаратов в условиях активного противодействия со стороны противника. В Сирии ведется огневое воздействие на наши БПЛА и массированное, зачастую неожиданное противодействие средств радиоэлектронной борьбы.

— Вооруженный конфликт в Сирии называют войной квадрокоптеров. Их активно используют боевики для разведки и даже постановки мин. Насколько серьезной вы считаете эту угрозу? Нужно ли, на ваш взгляд, оснащать квадрокоптерами общевойсковые подразделения для ведения разведки?

— Да, действительно в Сирии наши Вооруженные силы впервые столкнулись с массированным применением малых беспилотных летательных аппаратов этого типа. Боевики систематически в интернете распространяют видео, как они контролируют передвижения сирийских войск. Они постоянно изобретают новые способы минирования и даже нанесения ударов с помощью этих маленьких аппаратов. Конечно же, это опасное средство, которое много применяется противниками сирийских войск.

Руководство Вооруженных сил РФ, разумеется, не смотрит на всё это безучастно. Сейчас идет очень интенсивная и успешная работа по созданию систем противодействия комплексам с беспилотными летательными аппаратами в целях обеспечения безопасности наших войск. Уже существуют опытные и малосерийные образцы таких систем.

— Боевики пытались даже нанести удар по авиабазе Хмеймим с использованием БПЛА. Как вы оцениваете уровень их техники?

— Аппараты создавались людьми, которые разбираются в этом деле. Эти БПЛА замаскированы под самоделки и выполнены из простых элементов, которые даже можно купить в интернет-магазинах или выпилить на коленке. Стоимость изготовления таких аппаратов относительно невелика. Но человек, который их делал или который руководит их изготовлением, разбирается и в аэродинамике, и в навигации, и в программировании. Это непростые люди, не новички в этой сфере.

 

Читайте также
Прямой эфир