Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Медведев счел маловероятной быструю отмену санкций США против РФ при Трампе
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Мир
Минобороны КНДР обвинило США в обострении ситуации в регионе
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Здоровье
Россиянам рассказали о признаках возникновения деменции и ее профилактике
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Мир
Трамп предложил Себастьяна Горку на должность директора по борьбе с терроризмом
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили танк, замаскированные блиндажи и живую силу ВСУ
Мир
В Канаде зафиксировали первый случай заражения тяжелым штаммом оспы обезьян

Экономика государственной важности

На малых предприятиях должно работать 25 миллионов работников к 2024 году
0
Фото: Малому бизнесу требуется технологический прорыв во всех отраслях | РИА Новости/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Президент России в своем указе, под­писанном в этом году после выбо­ров, поручил увеличить число заня­тых в малом и среднем бизнесе (МСБ) к 2024 году с 19 до 25 миллионов чело­век. Какие меры могут помочь эту зада­чу решить и рецепты каких стран долж­на внимательно изучить Россия, чтобы достичь этой амбициозной цели. Ситу­ацию изучал корреспондент Иван Ла­тушкин.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Система поддержки малого бизнеса в России построена по всем между­народным стандартам, которые раз­рабатывает Организация экономи­ческого сотрудничества и развития (OECD). Например, вопросы финан­сирования. Многие предпринимате­ли жалуются, что для малого бизнеса закрылся доступ к кредитам, и видят в этом самую главную проблему МСБ. Но вся инфраструктура для обеспе­чения доступа к финансам для мало­го бизнеса давно построена и обка­тана. Инфляция покрывала большую часть неэффективных решений банков и бизнеса. Проще говоря, за все платил потребитель — причем с энтузиазмом, так как инфляция отбивала у него же­лание к сбережению. Сейчас инфля­ция минимальна, а ставка кредита высока, и бизнесом это воспринима­ется как «остановка дыхания». Но эта проблема должна разрешиться в бли­жайшее время. В прошлом году объ­ем займов малому бизнесу уже подрос на 15%, до 6,1 трлн рублей. И Сбербанк, например, уже объявил, что в теку­щем году нарастит портфель кредитов МСБ на 20–22%. Если дефицит финан­сирования спадет, выжившие бизнесы смогут вздохнуть спокойнее и снова начнут расти. Какую-то часть дороги до цели, поставленной президентом, этот рост поможет пройти.

Но стоит присмотреться к пробле­мам, которые всегда относились к уз­ким местам всего российского бизне­са. Однако в мире есть успешный опыт их преодоления. Речь идет о профес­сионально-технической подготовке работников и выходе на экспортные рынки.

 

КОРЕЙСКИЙ ТРЕНИНГОВЫЙ КОНСОРЦИУМ

В России возможность обучать сво­их сотрудников необходимым навы­кам есть пока только у крупных кор­пораций. Малый бизнес себе этого позволить не может — и это полно­масштабная проблема, в числе мно­гих делающая маленькие компании неэффективными. Примером выхода из этой ситуации может стать опыт Южной Кореи. В стране путем проб и ошибок построили систему подго­товки рабочих кадров. В 60-е годы XX века многие латиноамериканские страны (в частности, Бразилия, Ко­лумбия, Чили) с подачи Международ­ной организации труда (МОТ) ввели у себя так называемые тренинговые сборы. Собранные средства (при­близительно 1% зарплаты каждого сотрудника во всех компаниях) пе­редавались образовательной систе­ме, которая уже предлагала компани­ям курсы обучения для их персонала. Это был большой шаг вперед по срав­нению с полным отсутствием профо­бразования.

Но система, где первую скрипку играли тренинговые центры, оказа­лась не очень эффективной. Центры быстро бюрократизировались, так что непосредственно на обучение шло все меньше средств.

В 1970–1980-х годах система модифи­цировалась. Собранные средства шли теперь на компенсации предприяти­ям, которые сами искали подходящие курсы, а потом оплачивали их выделен­ными грантами. Такую систему начали внедрять, в частности, быстроразвива­ющиеся азиатские страны (Сингапур, Малайзия, Южная Корея). Конкурен­ция за деньги между образовательны­ми центрами резко выросла. Например, Сингапур, внедрив подобную схему, втрое увеличил число прошедших обучение рабочих. Однако и она не была лишена недостатков. Сбор платили все компании, а наиболее эффективно ею пользовались крупные предприятия.

В том же Сингапуре 100% компаний с численностью больше 200 человек получали компенсации на обучение. Из мелких предприятий отправляла своих сотрудников учиться лишь чет­верть. В таких компаниях не было спе­циального человека, который мог бы разобраться в тонкостях предлагаемых программ, не было времени, чтобы зани­маться составлением заявок на гранты. В итоге многие из них просто отказыва­лись от участия, относясь к тренингово­му сбору как к еще одному налогу.

Южной Корее удалось решить проб­лему — несчастье помогло. В 1998 году грянул азиатский финансовый кризис. К 1999 году в Корее было уже 8,6% безра­ботных, что для страны трудоголиков, где обычный уровень безработицы не более 2%, очень много. Власти страны решили помочь малому бизнесу. Была поставле­на цель повысить его конкурентоспо­собность и помочь выходить на внеш­ние рынки — в том числе и повысив техническую грамотность работников. Кому-то пришла идея объединять малые компании в пулы, названные тренинго­выми консорциумами. Деньги ($730 тыс.) на подготовку пилотного проекта в горо­де Бусан решили взять у Всемирного бан­ка. Когда банк выделил только $250 тыс., министерство труда из своих фондов по­могло, добавив $2,5 млн и расширив об­ласть действия пилота до трех городов — Бусана, Инчхона и Кванджу.

Идея, как говорится, выстрелила. В пилотном проекте прошли обучение 6 тыс. рабочих (вместо планировав­шихся 3 тыс., 40% рабочих прослуша­ли более одного курса). Торгово-про­мышленная палата Кореи, которая была организатором пилота, отбира­ла несколько малых компаний, к кото­рым прикреплялся тренинговый ме­неджер. Опытным путем выяснилось: оптимальное соотношение — два менед­жера на 30 компаний, отобранных по от­раслевому принципу.

Уже к 2011 году обучение по такой схеме в Корее за учебный год проходи­ли более 200 тыс. рабочих. И главное, удалось изменить соотношение обу­чающихся. Раньше из тысячи слуша­телей, обучение которых было оплаче­но из тренингового сбора, 800 работали на крупных предприятиях — хотя в об­щем числе рабочей силы, за которую уплачивался сбор, они составляли лишь треть. Теперь соотношение кардиналь­но поменялось — в 2010 году, например, когда проводилось промежуточное ис­следование, уже около 60% сотрудников малых компаний тоже получали доступ к новым знаниям.

Программы, успешные в одних странах, необязательно приживутся в других. Но то, что системы обучения сотрудников на рабочих местах и повы­шения квалификации в России практи­чески отсутствуют и уже всерьез тор­мозят рост малого бизнеса, очевидно.

 

ВПЕРЕД, НА ЭКСПОРТ

Переориентироваться МСБ в азиат­ских странах на внешний рынок за­ставил тот же кризис 1998 года. Сжав­шийся местный спрос заставил их пытаться найти покупателей за пре­делами госграниц. Если перед кризи­сом распределение экспорта между крупным и малым бизнесом в странах АСЕАН было 88% и 12%, то уже в позд­них нулевых 77% и 23%.

Опыт Сингапура показывает, что путь этот неодномоментный. На пер­вом этапе надо добиться, чтобы идея экспорта продукции просто осела в головах руководителей и владель­цев малого бизнеса. Надо, чтобы они получили адекватную информацию о рынках и потребителях их продук­ции вне страны, немного больше де­нег в оборотный капитал — денежный цикл при экспорте длиннее, чем при работе на внутреннем рынке. Во всех этих областях без помощи государ­ства не обойтись, благо она в основ­ном должна быть информационная.

Автор цитаты

В РОССИИ ВОЗ­МОЖНОСТЬ ФИНАНСИРОВАТЬ СОБ­СТВЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЕСТЬ ПОКА ТОЛЬКО У КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

Российские малые и средние ком­пании уже имеют попытки выхода на международные рынки и более или менее понятно, что им там ме­шает. Например, компании, которые предлагали установку на транспорт­ные средства GPS-ГЛОНАСС-датчиков для отслеживания маршрута и про­чих параметров поездки еще в кон­це нулевых довольно удачно нача­ли выход на рынки некоторых стран, где не очень доброжелательно отно­сятся к США и идее американской монополии в навигационном серви­се. В Иране, Турции, некоторых стра­нах Латинской Америки идея о том, что навигатор может быть дублиро­ван в системе ГЛОНАСС нашла пони­мание.

Но компании совершили мно­го ошибок, характерных для первого этапа. Они не сразу нашли правиль­ных партнеров, неверно оценили мо­дель бизнеса: в России их заказчиками были огромные транспортные подраз­деления сырьевых компаний с грузо­вым автопарком с тысячами машин, а в Бразилии надо было работать с го­родскими развозчиками мороженого. Решение всех этих проблем при отно­сительно небольших затратах могло бы взять на себя государство.

Учитывая, что из-за курса рубля российские товары могут быть инте­ресны внешним рынкам, относительно небольшие госинвестиции могут дать хорошую отдачу, обеспечив рост заня­тых в малом бизнесе.

Читайте также
Прямой эфир