Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Мир
Глава МИД Франции заявил о желании ЕС согласовать новый пакет санкций с США
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Мир
В США сообщили о связи с Индией и Пакистаном для предотвращения эскалации
Общество
В Екатеринбурге открылась выставка трофейной техники НАТО
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Депутат рады заявила о массовом самовольном уходе военнослужащих из ВСУ
Мир
Госдеп США заявил об укреплении нацбезопасности Украины после сделки по ресурсам
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Мир
Более 285 тыс. человек приняли участие в мероприятиях ко Дню труда в Турции
Мир
В ВОЗ заявили о проблемах с перечислением зарплат из-за прекращения помощи США
Мир
Вучич заявил о плане приехать в Москву 9 мая при любых последствиях
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Вэнс сообщил о «пропасти» между позицией РФ и Украины в переговорах
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Линии жизни

Фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет» посвящен карикатуристу-инвалиду
0
Фото: A-One Films
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российском прокате — новый фильм каннского лауреата Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет». В байопике про инвалида, ставшего известным карикатуристом, режиссер размышляет о поиске внутренней гармонии и призывает к осознанию ценности каждого момента жизни.

Идея экранизировать мемуары Джона Каллахана принадлежала Робину Уильямсу. Купив права на книгу, актер привлек к написанию сценария Гаса Ван Сента, с которым работал над «Умницей Уиллом Хантингом». Но за неимением финансирования работа всё откладывалась, пока не ушел в мир иной сначала Каллахан, а затем и Уильямс. Ван Сент, однако, проект не оставил, и когда бюджет был найден, предложил вжиться в образ парализованного художника Хоакину Фениксу.

В свое время именно Ван Сент дал Фениксу путь в большое кино, сняв его вместе с Николь Кидман в картине «Умереть во имя». Теперь уже актер, ставший звездой, пошел своему благодетелю навстречу и взвалил на себя непростую ношу. Почти всё экранное время Фениксу приходится передвигаться в коляске и изображать страдания физические и душевные. Брошенный матерью в младенчестве, Каллахан с подросткового возраста искал забвения в бутылке и однажды, напившись, попал в автокатастрофу. Длительная реабилитация обернулась отчаянной борьбой с немощью и алкоголизмом, примирением со своим прошлым и обретением смысла жизни.

После посещения встреч анонимных алкоголиков бывший гуляка оставил пагубное пристрастие и занялся рисованием карикатур. Наивные, будто детские рисуночки неуверенной рукой (следствие болезни), они нарочито грубо затрагивали такие проблемы американского общества, как расизм, феминизм, отношение к инвалидам...

Ван Сенту неполиткорректность своего героя определенно симпатична. Он и сам любит давить на больные точки — достаточно вспомнить, что главный приз Каннского фестиваля режиссер получил за фильм «Слон» о стрельбе в школе «Колумбайн». Но, показывая противоречивую реакцию общества на дерзкие карикатуры, мастер не обходится без банальностей.

Вот Джон демонстрирует всем встречным журнал со своей первой публикацией, и официантка в баре, задетая шуткой в адрес меньшинств, демонстративно не присоединяется к похвалам гогочущих выпивох; а вот сварливая старушка гневно высказывается, встретив ставшего известным художника. Но завершается всё, конечно, прочувствованным и вдохновляющим выступлением Каллахана в свете софитов: из темного зала на него взирают со слезами на глазах знакомые и просто горожане.

Впрочем, главный конфликт у героя — не с социумом, а с собственными демонами. Как и Курт Кобейн в лучшем байопике Ван Сента «Последние дни», Каллахан был врагом самому себе. Но если история рок-музыканта заканчивается на трагической ноте, то судьбу карикатуриста режиссер, напротив, идеализирует, оставляя за кадром и раннюю смерть, и со временем усилившуюся критику.

Всё, что не вписывается в магистральную линию — «от мрака к свету, через борьбу к победе», Ван Сент отсекает. В молодости смело экспериментировавший с формой (вспомним метафорично-медитативный «Джерри»), режиссер в итоге пришел к тому, что простые истины требуют простого изложения. «Не волнуйся, он далеко не уйдет» как раз и становится такой проповедью, которая при всей внешней бесхитростности всё же вызывает отклик в душе.

Но лучшие моменты фильма — отнюдь не те, где мораль выходит на первый план. Гас Ван Сент — поэт повседневности; кадры невзрачной провинции, пыльных пригородов наполнены у него особым очарованием. И когда Джон Каллахан на своей электрической коляске залихватски проносится по тротуару мимо одноэтажных домиков, играет с мальчишками-скейтбордистами в парке, его радость бытия передается зрителю. А за это картине можно простить многое.

 

Читайте также
Прямой эфир