- Статьи
- Мир
- Сирийские беженцы в заложниках: США против возвращения вынужденных переселенцев на родину
Сирийские беженцы в заложниках: США против возвращения вынужденных переселенцев на родину
Глава МИД России Сергей Лавров заявил о существовании секретной директивы, которую секретариат ООН распространил среди структур организации. По словам министра, этот документ запрещает им участвовать в восстановлении экономики Сирии. А ранее верховный комиссар всемирной организации по делам беженцев Филиппо Гранди выступил против возвращения вынужденных переселенцев на родину. Такая позиция, по сути, вторит заявлениям из Вашингтона, где считают, что в первую очередь надо добиться политического урегулирования сирийского конфликта и только потом заниматься всем остальным. Портал iz.ru разбирался, почему США, некоторые другие страны, а также ООН выступают против того, чтобы сирийцы после семи с лишним лет войны могли наконец-таки вернуться к нормальной жизни.
Беженцы подождут
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, по сути, взорвал информационную бомбу, рассказав о существовании секретной директивы по Сирии, которую секретариат ООН направил агентствам. Представитель генерального секретаря всемирной организации Стефан Дюжаррик сообщил, что этот вопрос сейчас изучают. В то же время он признал, что ООН на данном этапе сосредоточена на процессе политического урегулирования, а не на вопросах послевоенного восстановления Сирии.
Российские усилия по возвращению сирийских беженцев на родину также не остались без внимания всемирной организации. Как заявил 13 августа верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, пока «рано думать о массовой программе репатриации».
— Нам так объяснили, что комиссар имел в виду следующее, — прокомментировал ситуацию 20 августа по итогам переговоров с главой МИД Ливана Джебраном Басилем Сергей Лавров, — пока не будет процесса так называемого политического перехода, то основные доноры, а это Запад прежде всего, денег на восстановление инфраструктуры и в целом экономики Сирии не дадут. Мы изложили нашу точку зрения, что, помимо западных, есть и другие доноры. И Управление верховного комиссара по делам беженцев не должно выглядеть как филиал западной группы стран.
Ждут расставания, но не расстаются
Поток беженцев стал серьезным ударом по соседним с Сирией странам. Турция приняла 3,5 млн человек, Ливан — 1,5 млн, на территории Иордании сейчас находится около 670 тыс. вынужденных переселенцев, а в Ираке — 250 тыс.
Их содержание легло тяжкой нагрузкой на бюджеты, властям пришлось принимать меры по обеспечению мигрантов жильем, едой, водой, медикаментами, образованием, работой и многим другим. Неслучайно тот же Джебран Басиль по итогам переговоров с Сергеем Лавровым выступил за скорейшее возвращение беженцев из Ливана в Сирию, без какой-либо привязки этого процесса к политическому урегулированию конфликта в стране.
За то, чтобы сирийцы ушли, выступают и власти Иордании, которая во многом зависит от иностранной помощи. Как заявила на днях министр информации, официальный представитель правительства королевства Джумана Гунеймат, Амман изучает российские предложения по этому вопросу, в том числе создание совместно центра по координации процесса возвращения беженцев. Главное условие, которое выдвигает Иордания, заключается в том, чтобы вынужденные переселенцы отправлялись в Сирию по доброй воле, а не по принуждению.
Надо думать, что не меньшую заинтересованность в возвращении сирийских беженцев на родину проявляют и европейские страны. Они, напомним, из-за наплыва мигрантов, которые попадали в ЕС через Турцию, вынуждены были пойти на соглашение с Анкарой. Среди прочего договоренности указывают, что Европа будет высылать туркам нелегальных мигрантов, а взамен принимать легальных из расчета один к одному. Также Брюссель обязался выплачивать деньги на содержание переселенцев на турецкой территории. Речь идет о миллиардах евро. В то же время пока участие европейских стран в процессе возвращения беженцев обратно в Сирию сведено к минимуму. Равно как и участие в восстановлении страны, если не считать доставку гуманитарной помощи, которую Россия в конце июля осуществила совместно с Францией.
Европейцы спасовали
С инициативой подключить Берлин и Париж к обсуждению гуманитарных вопросов выступил 29 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он заявил, что в сентябре должен пройти четырехсторонний саммит, в котором помимо него самого должны принять участие лидеры России, Германии и Франции. Позже даже появилась конкретная дата — 7 сентября.
Однако с приближением дня его проведения ситуация вдруг поменялась. Вначале пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 16 августа, что в графике Владимира Путина такой встречи нет. А после визита российского лидера в Германию 18 августа и переговоров с канцлером Ангелой Меркель речь и вовсе пошла пока что о консультациях на уровне экспертов, «с тем чтобы, возможно, в перспективе выйти на повышение уровня общения».
Сам собой напрашивается вопрос, что могло произойти. Можно было бы всё списать на поспешность заявлений турецкого президента. Но он слишком опытный политик, чтобы допускать такие ошибки. К тому же 7 сентября в качестве даты проведения саммита подтверждали в том числе и в России — такое заявление сделал 31 июля по итогам переговоров в астанинском формате в Сочи спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. То есть если что-то не заладилось, то произошло это точно не по вине Москвы или Анкары.
Америка против!
Пока Россия пытается наладить координацию с соседями Сирии в вопросе возвращения беженцев, а Турция старается подключить к этому процессу некоторые европейские страны, США, так же как и ООН, выступают против этого.
Госсекретарь Майк Помпео 16 августа провел переговоры со спецпредставителем генерального секретаря всемирной организации по Сирии Стаффаном де Мистурой. Как сообщили по итогам встречи в Госдепартаменте, они «согласились, что всем сторонам (сирийского конфликта) необходимо продвигаться вперед по политическому пути и что любое обсуждение вопроса о восстановлении (страны) преждевременно в отсутствие политического решения, неизменно ведущего как к конституционной реформе, так и к свободным и справедливым выборам, о которых говорится в резолюции 2254 Совбеза ООН». То есть, грубо говоря, сначала политическое урегулирование — и только потом всё остальное.
Такая позиция США, с одной стороны, дает понять, почему ни с того ни с сего отменяется намеченная на 7 сентября встреча лидеров России, Турции, Франции и Германии или почему ООН упорно не хочет заниматься проблемой сирийских беженцев, с другой — у многих может возникнуть вопрос, а какой толк Вашингтону от этого.
Понять это можно, если послушать многочисленных проамериканских экспертов и политологов. По их словам, Россия, поднимая проблему сирийских беженцев и привлекая к ее разрешению страны как Ближнего Востока, так и Европы, якобы пытается «вновь легитимизировать режим Башара Асада и вывести его на международную арену». Как следует из этого, американцы, говоря о первостепенной важности политического перехода, явно подразумевают, что по его итогам президент Башар Асад при любом раскладе больше не будет возглавлять Сирию.
Во всех этих спекуляциях есть одно маленькое но: Россия не отказывалась от идеи политического перехода и выполнения решений Совбеза ООН. И более того, именно благодаря российским усилиям сейчас наблюдаются хоть какие-то подвижки в политическом процессе. По крайней мере, вопрос создания конституционной комиссии и выработки нового основного закона сдвинулся с мертвой точки лишь после проведения в Сочи в январе этого года Конгресса сирийского национального диалога (куда, кстати, американцев звали, но те отказались приехать). Что касается Башара Асада, да и всех остальных, то решать тут не Вашингтону и даже не Москве, а самим сирийцам.
Между тем в Сирию ежедневно возвращаются десятки и сотни беженцев. Конечно, это капля в море, учитывая, что за пределами страны остаются миллионы. Но способствовать этому процессу, кроме России, мало кто спешит. Может, и хотели бы, чтобы как минимум снять нагрузку с самих себя, но явно живут не своим умом.