Авианесущие загадки: что обещают чиновники
Два почти синхронно сделанных заявления могут пролить свет на будущее авианесущих кораблей в составе ВМФ России. Сначала со своей точкой зрения выступил глава Минпромторга Денис Мантуров, затем — вице-премьер Юрий Борисов. Портал iz.ru изучает вопрос и вспоминает его историю.
Хронологически первым стал Денис Мантуров. «В чистом виде строительство вертолетоносцев для ВМФ России не планируется. Отмечу, что программа кораблестроения предусматривает строительство универсальных десантных кораблей, десантно-высадочные средства которых (вертолетное крыло, десантные катера и плавающие бронетанковые средства) планируется разместить внутри корабельного корпуса и на его палубе», — сказал он в понедельник, 20 августа.
Во вторник, 21 августа, по смежной теме высказался Юрий Борисов. Куратор оборонки заявил, что Министерство обороны прорабатывает концепцию нового типа самолета вертикального взлета. По словам Борисова, работы идут с 2017 года и должны занять 7–10 лет.
Ранее Борисов уже высказывался на эту тему, будучи еще в ранге заместителя министра обороны по вооружениям. «У нас на конец госпрограммы вооружений (2018–2025) запланирована закладка авианесущего крейсера. Думаю, что тогда возникнет необходимость разработки нового палубного самолета, возможно, вертикального взлета», — сообщил он летом 2017 года в ходе совместной пресс-конференции с генеральным директором «Ростеха» Сергеем Чемезовым и главой «Вертолетов России» Андреем Богинским.
Еще раньше, в мае 2017 года, Борисов сообщил о планах строительства универсальных десантных кораблей. При этом летом 2018 года замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что строительство такого корабля должно начаться «после 2020 года».
Промежуточный вариант
Попробуем сложить услышанное в единую и непротиворечивую картинку. Наиболее просто понять заявление Дениса Мантурова. Глава Минпромторга фактически сработал в роли «капитана Очевидность», сообщив, что вертолетоносцы «сами по себе» в России строить не планируют. В целом это было ясно давно: эпоха «чистых» вертолетоносцев, начавшаяся в 1950-х с перестройкой в США и Англии авианосцев времен войны, была, по сути, очень недолгой. Уже в 1970-е годы начинается строительство всё более универсальных кораблей. Десантные вертолетоносцы делятся на две основные ветви: ДВКД — десантные вертолетоносные корабли-доки, для которых основным средством высадки являются катера, а вспомогательным — вертолетная группа, и УДК — универсальные десантные корабли, отличающиеся более многочисленной авиагруппой, включающей опционально и самолеты вертикального взлета.
СССР в 1960-х годах построил два вертолетоносца — противолодочных крейсера проекта 1123, затем перейдя к строительству тяжелых авианесущих крейсеров семейства 1143, объединявших вооружение ракетного крейсера и авиагруппу, включавшую самолеты вертикального взлета и противолодочные вертолеты.
В дальнейшем советский флот должен был получить авианосцы с самолетами обычного взлета и посадки и универсальные десантные корабли, однако до этого дело не дошло: «Адмирал Кузнецов» стал единственным советским (российским) авианосцем, способным нести обычные самолеты, а УДК проекта 11780 так и не были заложены до распада страны в 1991 году.
В дальнейшем при разговорах о российских авианесущих кораблях речь шла в первую очередь именно о возобновлении строительства авианосцев как таковых, однако во второй половине 2000-х вновь заговорили о постройке универсальных десантных кораблей, причем в итоге решили воспользоваться зарубежным опытом, заказав строительство двух УДК во Франции.
Построенные для ВМФ России корабли «Владивосток» и «Севастополь» не были переданы заказчику из-за событий 2014 года в Крыму и на востоке Украины, повлекших резкое ухудшение отношений России и Запада, но интерес флота к кораблям этого типа не исчез.
О разработке отечественной альтернативы «Мистралям» заговорили практически сразу же, в итоге речь пошла о двух основных вариантах: либо ДВКД по образцу нидерландского проекта «Роттердам»/«Ян де Витт», либо, собственно, УДК «авианосной» архитектуры, подобный «Мистралям», но, вероятно, более крупный и быстроходный.
Второй вариант можно было бы назвать промежуточным: с одной стороны, более дешевым, чем классический авианосец с полноценной авиагруппой, с другой — дающим обширные возможности проекции силы в дальних зарубежных операциях.
Чей самолет
Корабль такого типа для полноценной реализации своих возможностей нуждается в самолете вертикального взлета и посадки. Наиболее интересным в этой связи является вопрос о том, чей именно проект такого самолета будет использоваться.
Вариантов на самом деле очень немного. Приобретение американского F-35B выглядит фантастикой и для России, и для КНР, самостоятельная разработка подобной машины потребует длительного времени и не гарантирует успеха также в обеих странах, а создание такого самолета в Китае с учетом его обширной программы строительства экспедиционных сил, включая УДК, с опорой на имеющиеся российские наработки и технологии становится вполне перспективным решением.
Ориентировочно, потребности военно-морских сил народно-освободительной армии Китая в подобном самолете могут превысить 200–300 единиц с учетом необходимости комплектовать СВВП и авиакрылья десантных кораблей и островные базы там, где затруднена постройка аэродромов с длинными полосами.
ВМФ России, даже в самом лучшем случае, если для него будет построено четыре УДК, вполне обойдется вдвое-втрое меньшим количеством, и при этом основные затраты по реализации программы ложатся на КНР как на основного потенциального заказчика.
Какой проект может лечь в основу? На ум приходит, разумеется, незавершенная советская программа сверхзвукового СВВП Як-141, однако прошло уже три десятка лет, и ее прямой повтор вряд ли будет иметь смысл. В то же время заимствование ключевых технологий по обеспечению вертикального взлета в сочетании с опытом развития управления вектором тяги, создания малогабаритных эффективных радаров и прочего делает эту задачу решаемой.
Названные ранее сроки также начинают укладываться в некую единую систему. Создание СВВП, если оно действительно идет совместно с Китаем и началось в 2017 году, может привести к полету первого опытного экземпляра в 2022–2023 годах и запуску машины в серию во второй половине 2020-х. В случае если в России в 2021–2022 году начнется строительство УДК — ко времени его технической готовности будет готов и самолет.
Осталось дождаться новостей о программе перспективных морских вертолетов «Минога».