Уведомление с препятствиями
Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил ограничить пятью днями срок обращения владельцев полисов ОСАГО по поводу ДТП. Если вдуматься, в этом нет ничего страшного. При добровольном страховании транспортных средств (так называемом каско) подобное требование выдвигается большинством компаний (у кого три, у кого пять, у кого семь дней) и никого не останавливает при заключении договора. Сейчас действует пятидневный срок и для ОСАГО, но только если происшествие было самостоятельно оформлено водителями («европротокол»). В других же случаях действует норма, по которой «потерпевший... обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая».
Замена вот этого расплывчатого «при первой возможности» четко прописанным сроком — в принципе правильное решение, не в интересах граждан такие формулировки, которыми можно вертеть, как дышлом. Однако если четким сделать только срок, но не определить нюансы механизма уведомления, то ничего хорошего может не выйти.
В чем сейчас отличие ОСАГО от каско? Первое многие страховые компании воспринимают как нагрузку (не будем здесь вдаваться в причины), а вот в добровольных полисах они кровно заинтересованы. Клиентам программ добровольного автострахования проще зафиксировать сообщение о ДТП: один звонок на «горячую линию», и в ответ приходит SMS с номером уведомления — доказательством того, что обязанность выполнена. А вот как будет устроен механизм уведомления для владельцев полисов ОСАГО, от которых страховщики зачастую готовы отмахиваться, как от назойливых мух?
Сейчас законодательство содержит норму лишь о том, что «страховщик должен иметь в каждом субъекте Федерации своего представителя», при этом ничего не говоря о возможности уведомления ни по телефону, ни с помощью интернета, ни обычной почтой. А в течение пяти дней добраться до офиса представителя — не всегда простая задача. Есть очень протяженные субъекты Федерации, когда до представителя в столицу придется лететь самолетом (например, из Норильска в Красноярск), а в новогодние каникулы офис может быть закрыт дней 10 подряд. Есть риск, что попытка дозвониться натолкнется на вечно занятый телефон или переключения между сотрудниками, среди которых никак не находится тот, кто уполномочен принять уведомление. Сайт компании может «зависать», а прислать ответное письмо страховщик вам не обязан.
Поэтому, вводя жесткий пятидневный срок, надо одновременно позаботиться и о том, чтобы любой потерпевший, уведомляющий страховую компанию, имел для этого гарантированные возможности. Прямо указать, что уведомление по телефону, через интернет или почтой имеет такую же силу, как личный приход в офис. Желательно, чтоб закон обязывал каждую страховую компанию иметь бесплатный для звонящих телефон (например, с кодом 800), а в ответ на каждое уведомление они немедленно отвечали с указанием присвоенного уведомлению номера. На случай если не удается войти в контакт с компанией — чтобы такое уведомление можно было направить Российскому союзу автостраховщиков.
Наконец, должны быть специально оговорены случаи, при которых пятидневная норма не действует, в первую очередь, когда ущерб был нанесен здоровью потерпевшего и лечение потребовало времени.
Сначала владельцы страхового бизнеса должны обеспечить необходимые нормы, защищающие клиентов, и только потом предлагать ограничивать сроки обращений о ДТП.
Автор — председатель МОО «Союз пассажиров»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции