Призраки кино


Закончила свою работу «Смена молодых деятелей анимации и киноиндустрии имени Олега Табакова» на молодежном форуме «Таврида». Сравнивая смены этого и прошлого года, интересно сопоставить, условно говоря, вчерашний и сегодняшний варианты с точки зрения эволюции приоритетов и предпочтений и организаторов форума, и его юных участников.
В прошлом году смена объединяла кинематографистов разных специальностей и представителей ведущих театральных вузов страны, следствием чего стало явное преобладание (во всяком случае, количественное) юношей и девушек, стремящихся найти себя в актерской профессии. Плюсом такого подхода было взаимопроникновение театра и кино на уровне междисциплинарного общения, минусом — некоторое однообразие итоговых спектаклей.
В этом году театр и кино развели на разные смены, что позволило резко расширить представительство даже не кинематографических профессий, а аудиовизуальных технологий. Не случайно в названии смены кино стояло на втором месте после анимации, как будто анимация не вид кинематографа, а, наоборот, кино — частный случай анимации, а точнее, новых медиа. Даже ВГИК был представлен в первую очередь факультетом анимации и новых медиа, хотя режиссеров и операторов в лаборатории игрового и неигрового кино было больше, чем аниматоров. Традиционные творческие специальности оставались на периферии. Впрочем, и киноискусство с успехом было вытеснено киноиндустрией. Поэтому в центре внимания оказались многочисленные питчинги проектов и инструкции, как и где достать деньги. В финале победителям раздавали денежные призы, и главный из них — 1 млн рублей.
Неудивительно, что наибольшее раздражение участников вызвало довольно тривиальное обсуждение кинематографического тренда, заявленного «как снять фильм без бюджета», закончившееся бесконечными жалобами на кинопрокат. Наиболее интересным было обсуждение новых технологий, в первую очередь VR — различных форм виртуальной реальности. Интересно отметить, что единственный кинематографист — участник этого обсуждения продюсер и режиссер Алексей Петрухин (он представлял «Вий-2» и показывал свой фильм «Училка») выглядел на фоне молодых «технарей» бедным родственником, безуспешно пытающимся доказать жизнеспособность кинематографии в контексте четвертой промышленной революции.
При этом неизменной оставалась стихия шоу-бизнеса: с энтузиазмом поставленные патриотические церемонии и мастер-классы отечественных звезд, которые, собственно, и представляли реальный кинопроцесс. Среди почетных гостей «Тавриды» были актеры Алексей Гуськов, Сергей Никоненко, Дмитрий Харатьян, Юрий Кузнецов, режиссеры и продюсеры Алексей Учитель, Ренат Давлетьяров, Ефим Резников, согласившиеся, как и Константин Хабенский, показать свои работы, несмотря на чудовищные технические условия (к сожалению, за год в этом плане мало что изменилось).
Особо хочется отметить встречу с якутским режиссером Эдуардом Новиковым, постановщиком фильма «Царь-птица», получившего главный приз Московского международного кинофестиваля. Его опыт показал жизнеспособность и художественное значение одной из ведущих (вместе с Кабардино-Балкарией) региональных кинематографических школ.
Поскольку форум по определению не боится дублирования, интересно было сопоставить формы работы с участниками кураторов из разных продюсерских компаний, учебных или творческих организаций. Так, ассоциация анимационного кино включила в программу методологический семинар Анатолия Прохорова по зрительскому восприятию анимационных фильмов, в то время как другие группы аниматоров сосредоточились на решении практических, по большей части технических и производственных вопросов и ограничились мастер-классами руководителей школ.
В целом, независимо от качества созданной участниками за неделю короткометражной продукции, огромный позитивный эффект форума состоял и состоит в перекрестном общении, в творческой атмосфере, которая не оставляет равнодушными ни участников, ни экспертов, ни организаторов, ни почетных гостей. Показательно, что и вполне официальные руководящие организации, вплоть до администрации президента, были представлены молодыми людьми, что повышало эффективность общения. Ну а для профессоров моего поколения это были необходимый глоток свежего воздуха и заряд молодой энергии.