Джейсон Стэйтем против доисторической акулы


В российском прокате стартует один из главных блокбастеров этого лета — «Мег: монстр глубины». Фильм режиссера Джона Тертелтауба рассказывает об ученых с исследовательской станции, которые сталкиваются с гигантской акулой — мегалодоном, считавшейся давно вымершей. Они сами же и потревожили зло, забравшись в неисследованные океанские глубины. Тут бы всем научным работникам и крышка, если бы не персонаж Джейсона Стэйтема, который, сообразно каноническим представлениям о героях боевиков, может выйти с одним ножом против любого монстра и… Словом, нет зверя страшнее человека.
«Мег: монстр глубины» играет совершенно на другом поле, нежели ставшие классикой «Челюсти». Если из противостояния героев Спилберга и акулы-людоеда получился настоящий психологический триллер с отголосками «Моби Дика», то картина Тертелтауба — геройское кино в современном исполнении, больше напоминающее «Кинг-Конга» или перезапущенный «Мир Юрского периода». За одним небольшим исключением — мегалодон здесь монстр без всяких оговорок и его требуется любой ценой уничтожить.
Это любопытный момент, учитывая, что в последнее время большие голливудские картины уходят от образов цельных злодеев, давая каждому уничтожителю мира или чудовищу какое-либо обоснование его злодейств.
«Мег: монстр глубины» получился отличным летним зрелищем с бешеной динамикой, ярким экшеном и интересной концепцией. Поднимая тему исследования океанских глубин и неизвестных чудовищ, Тертелтауб по продуманности деталей заходит на территорию научной фантастики. Учитывая, что, например, недавно в Якутии откопали червей возрастом около 40 тыс. лет, которые ожили, отогревшись в тепле, в существование подобных существ вполне верится. Мир велик, океан не исследован даже на треть. И пока это так, древнейшие человеческие страхи, один из которых — встреча с древней акулой-людоедом, небеспочвенны.
Правда, авторы фильма не пошли по пути мрачного триллера или картины о выживании, а дополнили сюжет комедийной и романтической составляющими. Такие фильмы смотрят не для того, чтобы испугаться, а ради сильных эмоций от трюков Стэйтема и визуальных эффектов. Гигантская акула, охотящаяся среди бездонного океана на китов, — впечатляющее зрелище. Не говоря уже о том, что режиссер действительно создал очень правдоподобный, завораживающий и увлекательный мир океана. Что же до нереальности происходящего, то к этому придираться бессмысленно. Ведь картина — приключение, а не документальное кино о тайнах подводных глубин и доисторических обитателях планеты.