Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Кино с видом на океан

Российские картины получили призы на кинофестивале стран БРИКС
0
Фото: youtube.com
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На берегу Индийского океана в городе Дурбан (ЮАР) в третий раз прошел кинофестиваль стран БРИКС. Идея фестиваля была высказана премьер-министром Индии еще на российском саммите в 2015 году и воплощена в жизнь год спустя в Дели, а затем в китайском Чэнду.

Хотя общие принципы проведения этого смотра сохраняются, каждый из выпусков несет отпечаток национальных традиций, особенностей кинопроцесса и текущих социокультурных и политических проблем. Фестиваль в Дурбане проводился в рамках целого комплекса политических и кинематографических событий. С одной стороны, страна отмечала 100-летие со дня рождения Нельсона Манделы, борца против апартеида и первого президента новой Южной Африки.

С другой — до континента (и географически, и по смыслу) докатилась волна женского движения протеста против сексуальных домогательств, лозунгом которого здесь стала фраза It’s not OK. Гостям проходившей во время фестиваля церемонии награждения предлагалось в знак солидарности одеться во всё черное, однако этому совету последовали далеко не все.

Что касается самой церемонии, то она позволила бегло ознакомиться с состоянием киноиндустрии и киноискусства Южной Африки, поскольку перед вручением каждой премии показывались фрагменты номинированных картин. Самих номинаций было около 20, и среди них — неожиданная для нас категория лучшей малобюджетной полнометражной картины. Как объяснили организаторы, эта категория была введена для поддержки африканских кинематографий, для которых не только голливудские и болливудские, но и наши отечественные средние бюджеты остаются абсолютно нереальными. При этом кинопроцесс в Южной Африке безусловно активен. Он опирается в первую очередь на живость реакции массовой аудитории на любое событие на экране, на знакомые лица и ситуации.

Можно только удивляться, что такая спонтанная реакция сохранялась и по отношению к зарубежным фильмам, в том числе и российским. Зрители регулярно танцевали в зале под экранную музыку, в том числе и в соответствующих эпизодах российского конкурсного фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Дебют Александра Ханта получил приз за лучшую режиссуру.

Киносмотр БРИКС обрамлял 39-й Дурбанский международный кинофестиваль. Большинство гостей и участников того и другого мероприятия жили в одном отеле, где проходила и бизнес-программа Дурбанского фестиваля, и дискуссии в рамках фестиваля БРИКС. Нередко из-за этих обстоятельств возникала путаница, в первую очередь среди зарубежных гостей.

Организационно фестивали были разведены на центральный (БРИКС) и региональный (Дурбан). Первый курировало министерство культуры, а второй — региональная администрация и Университет Квазулу-Наталь, который на свой страх и риск создал этот смотр около 40 лет тому назад.

В программе этого фестиваля среди международных сенсаций и большого количества африканских картин была и одна российская — «Лес» Романа Жигалова. В программе БРИКС мы были представлены в конкурсе фильмом Ханта и космическим эпосом «Время первых» (Владимир Ильин в роли Королева признан лучшим актером второго плана), а в информационной части — картиной Владимира Котта «Карп отмороженный», «Экипажем» Николая Лебедева и «Аритмией» Бориса Хлебникова.

Поскольку все фильмы программы БРИКС представляются странами-участницами, а не отбираются фестивалем, в селекции три года прослеживается определенная общая тенденция: как правило, участники стремятся показать разнообразие своей кинопродукции и проиллюстрировать взаимные связи (с учетом регламента — по две картины от каждой страны). Так, Южная Африка показала спортивную драму «По ту сторону реки» и жестокий «вестерн» на африканском материале «Пять пальцев для Марселя». Китай — авантюрную ленту с Джеки Чаном «Кунг-фу йога» (дипломатически выстроенную на китайско-индийском сюжете) и любовную мелодраму «Я принадлежал тебе». Бразилия — социальную и личную драму «Арабия» (на мой взгляд, наряду с картиной Ханта это лучший фильм фестиваля, он получил два приза — за сценарий и музыку) и реконструкцию подлинных событий «Габриэль и гора» о гибели молодого путешественника в Непале.

Сложная ситуация (по не вполне понятным причинам) возникла с индийскими участниками — фильмы прибыли с большим опозданием, а представитель Индии в жюри так до фестиваля и не доехал. Тем не менее, посмотрев две индийские картины, жюри оценило их по достоинству — политическая трагикомедия «Ньютон» получила главный приз, «Деревенская рок-звезда» — специальный приз жюри, а юная исполнительница главной роли Дас была признана лучшей актрисой. Правда, известная девальвация призов была связана с тем, что их было 12 на 10 фильмов.

Бразильским кинематографистам — хозяевам фестиваля БРИКС будущего года — будет над чем поработать, а России в 2020 году предстоит решать задачу повышения международного престижа этого мероприятия до уровня премий ведущих киноакадемий мира.

 

Читайте также
Прямой эфир