Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Прошедший в Перми снегопад назвали сильнейшим в XXI веке
Общество
Путин и Лукашенко посетили мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы»
Мир
В Лондоне произошел масштабный пожар на электрической подстанции
Экономика
Иностранные банки смогут пересмотреть решение об уходе из РФ
Мир
Расчеты гаубиц Д-20 поразили скопление живой силы ВСУ и склад боеприпасов в зоне СВО
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения бронетранспортера MaxxPro в зоне СВО
Мир
В Испании почти полностью восстановлено электроснабжение после отключения
Экономика
Россия в 2024 году вошла в пятерку экономических лидеров мира
Происшествия
Школьный автобус попал под удар дрона ВСУ в Запорожской области
Армия
ВС РФ освободили Дорошовку в Харьковской области
Общество
Задержали двух подозреваемых в убийстве 30-летней давности во Владивостоке
Мир
Глава МИД КНР указал на неизменность взаимной поддержки Китая и РФ
Мир
Трамп назвал «историческими» достижения своей администрации за 100 дней
Мир
Не менее 18 туристов из России пострадали после аварии с автобусом в Турции
Наука и техника
Баканов сообщил об объединении 13 стран с РФ и КНР для создания лунной станции
Экономика
Орешкин заявил об отсутствии инфраструктурного развития в экономиках Европы и США
Наука и техника
Самолет МС-21 совершил первый полет с новыми российскими системами

Персонажи Гарри Поттера расскажут психологам о характере

Ученые выяснили, как симпатии к героям фильма влияют на поведение людей
0
Фото: TASS/PA Images/Danny Lawson
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В преддверии 31-го июля — дня рождения знаменитого волшебника Гарри Поттера и его создательницы Джоан Роулинг — ученые Южно-Уральского государственного университета выяснили, как на человека влияет массовое кино. Согласно полученным выводам, зная о том, с каким персонажем идентифицирует себя конкретный человек, можно предсказать его поступки в будущем.

Ученые задались целью выяснить, каким образом воспитательный фактор реализован в популярных произведениях Джоанн Роулинг и могут ли фильмы о волшебнике влиять на ролевое поведение личности. В научном эксперименте приняли участие 70 российских поклонников фильмов о Гарри Поттере в возрасте от 19 до 23 лет. Специалисты выбрали 14 персонажей из книги. Считалось, что идентификация с персонажем состоялась, если зритель сопереживал именно ему во время просмотра фильма.

— Культовое кино притягивает зрителей на свою «игровую площадку», оно потенциально способно изменять психику и поведение, а дальше — «игра играет игроком», как сформулировал один из исследователей игровых структур философ Ханс Гадамер, — рассказала доктор психологических наук, профессор ЮУрГУ Вера Грязева-Добшинская.

Выяснилось, что наибольшее число участников идентифицирует себя с Гермионой Грейнджер и Гарри Поттером. Такие люди, согласно выводам психологов, видят себя в роли творцов, но не чувствуют себя востребованными, не знают, как найти применение своим креативным способностям.

Участники эксперимента, чьим «двойником» стал маг профессор Дамблдор, хотят видеть себя творцами, способными помочь другим в сложной ситуации. По словам психологов, выбирая Дамблдора, человек подсознательно будет выстраивать свою жизнь, следуя идеалам добра и жертвенности ради достижения общей цели. Те же, кто идентифицировал себя с профессором Макгонагалл, хотят быть в роли спасателя, приходящего на помощь в критических ситуациях.

Однако самые интересные результаты связаны с самоидентификацией людей с отрицательными персонажами. Как говорят авторы исследования, именно для них особенно важно ощущение востребованности в обществе. Свое отражение в Долорес Амбридж находят те, кто способен не обращать внимание на этическую сторону вопроса и могут стать востребованными независимо от того, в какой системе ценностей они окажутся.

Тем же, кто отождествляет себя с темным магом Волан-де-Мортом, свойственны большие амбиции, стремление к власти и самоопределение через статусные роли. Все решения, принятые ими, направлены на то, чтобы достичь высокого положения любой ценой.

— Если ребенок или подросток ассоциируют себя с негативным героем, открытое обсуждение становиться крайне важным. Родитель может помочь расставить определенным образом акценты на тех или иных качествах героя. Например, даже самый главный отрицательный персонаж — Волан-де-Морт — был хорошо образован и, безусловно, обладал качествами лидера. А то, на достижение каких целей будут направлены такие качества, во многом определяется родителями, если они принимают активное участие в жизни своих детей, — рассказал «Известиям» доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования ЮУрГУ Вячеслав Козлов.

При этом поведенческие модели отрицательных персонажей часто более эффективны, что может стать основой изменения собственной социально-ролевой идентичности.

— В перспективе мы сможем моделировать взаимодействие факторов и предсказывать вероятное поведение на основе современных математических методов, — отметила автор исследования Вера Грязева-Добшинская.

Как сообщил «Известиям» доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета Рамиль Гарифуллин, метод, выбранный психологами, широко применяется в практике.

— Это хорошая проекционная методика, которую часто используют психологи. Это не строго научный метод, но он используется как дополнительный. Ощущение сопереживания — важно. Траектории поведения персонажа, которому сопереживает человек, могут дать интересную информацию психологу, вплоть до выявления патологий. В книге показана широкая палитра характеров — это обязательно нужно использовать, — отметил Рамиль Гарифуллин.

ЮУрГУ — вуз-участник программы повышения конкурентоспособности российского образования «5-100».

 

Читайте также
Прямой эфир