Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Преодолеть изоляцию

Музыковед Жанна Лавелина — о развитии музыкального образования в регионах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Образование в Сибири имеет мощные исторические корни и прочный академический фундамент. Новосибирск, отметивший этим летом лишь свое 125-летие, держит пальму первенства и в области научных разработок, и в качестве высшего образования. Об этом свидетельствует нахождение в топах различных российских и международных образовательных рейтингов ведущих вузов города — НГУ и НГТУ.

Художественное образование в Новосибирске развивается в густой тени университетов, и несмотря на то что единственная от Урала до Дальнего Востока Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки считается по престижности третьей в стране, ей пока далеко до славы столичных «сестер» (МГК и СПбГК).

Между тем Новосибирск — город больших амбиций, которые в сфере образования стремятся реализовать не только представители университетского сообщества, но и деятели культуры. Очевидно, что в авторитетные международные образовательные рейтинги любому российскому художественному вузу будет войти непросто. Ведь это весьма специфические — узкопрофильные, как правило, — небольшие автономные учебные заведения, не вписанные ни в какую университетскую систему, например, по типу американской или китайской, когда институт искусств является частью большого регионального университета и участвует в формировании его рейтинга.

Стремление Новосибирской консерватории к вхождению в мировые образовательные рейтинги, безусловно, достойно поддержки. Но еще более важно возродить и укрепить имидж учреждения в профессиональной среде, а также поднять престиж консерватории до уровня известных музыкальных вузов Европы и Америки. Хотелось бы уже в недалеком будущем наблюдать более активный приток абитуриентов в нашу консерваторию, уровень которой не отличался бы, например, от Музыкального университета имени Фридерика Шопена, Венского университета музыки и исполнительского искусства, Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца и т.д.

Располагаем ли мы необходимыми для этого ресурсами? Вполне! Опираясь на европейские академические традиции исполнительства и музыкознания, успешно развивая их, Новосибирская консерватория выпустила целую плеяду прославленных музыкантов, и речь идет не только о знаменитых скрипичных исполнителях, чьи имена на слуху во всем мире. Наши достижения на академическом поле профессии несомненны, однако этого недостаточно для прогрессивного развития вуза.

Дело в том, что в условиях быстро меняющихся образовательных стандартов музыкальные академические вузы неизбежно оказываются в хвосте общих тенденций. Элитарное художественное образование, словно рыцарь в замке из белой кости, зачастую неохотно и медленно реагирует на запросы современного цифровизованного пространства. Незнание законов нонпрофитного менеджмента, элементарный профессиональный снобизм не позволяют консерваторскому сообществу адекватно реагировать на духовно-культурные запросы времени, делая образование в хорошем смысле клиентоориентированным, то есть идущим от потребностей общества, а не только лишь от своих профессиональных увлечений и амбиций. Подобная «игра в бисер» делает образование в консерваториях не вполне конкурентоспособным, с каждым годом всё более отдаляющимся от реальности. Как результат — наболевшие разговоры о невозможности применения требуемых стандартов в сфере музыкального образования, о вечном недопонимании специфики художественных вузов.

В создавшейся ситуации необходимо сформировать уникальный облик единственной сибирской консерватории, который отражал бы самые актуальные тенденции как в культуре, так и в других различных сферах жизни современного общества. В этой связи невозможно действовать без учета особого географического положения региона и разнообразных социокультурных контекстов вокруг деятельности музыкантов в Новосибирске.

Очевидно, что настало время преодолеть обусловленную рядом факторов изоляцию консерватории. Причем упор должен быть сделан не столько на художественный импорт и усвоение прогрессивного опыта столичных и зарубежных коллег, сколько на экспорт наших профессиональных достижений. С учетом огромного спроса необходима их трансляция как на внутреннем образовательном рынке (Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток), так и со стороны наших многочисленных азиатских соседей. Естественным процессом при такой деятельности будет вхождение Новосибирской консерватории в различные творческие ассоциации, профессиональные объединения. Первые шаги в этом направлении уже сделал глава попечительского совета Михаил Симонян, выступивший с инициативой создания Ассоциации выпускников НГК. Это важно и необычайно актуально сейчас, так как до сих пор совершенно не использовался потенциал наших, прежде всего корейских, китайских, вьетнамских (и других зарубежных), выпускников, а также многочисленных воспитанников НГК, работающих за границей. А это — и рекрутинг, и укрепление имиджа вуза, и организация всесторонней поддержки его деятельности.

В таких условиях основная задача любого музыкального вуза, в том числе и Новосибирской консерватории, — не формальное (бумажно-процентное) повышение рейтинга высшего музыкального образования, а взращивание самодостаточных, конкурентоспособных на рынке услуг специалистов, умеющих убедительно доносить посылы классического наследия, осознанно транслировать его ценности, пропагандировать в лучших традициях, думающих, ответственных, настоящих мастеров мировой музыкальной культуры.

Автор — заведующая кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени Глинки

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир