Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Перегнуть палку

Писатель Владимир Березин — о крайностях в жизни и творчестве Николая Чернышевского
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На этой неделе исполнится 190 лет со дня рождения Николая Чернышевского. Для многих поколений советских школьников Чернышевский был автором романа «Что делать?», название которого путалось с ленинской работой, программной книгой рабочего движения. «Что делать?», «Кто виноват?» — эта мешанина усиливалась перед экзаменами и откуда-то выплывал четвертый сон Веры Павловны, и тут важно было не перепутать очередность этих снов. Вот, собственно, и всё — и большинство выпускников думало, что попрощалось с Чернышевским навеки, несмотря на то что именем Чернышевского были названы улицы, библиотеки и даже одна станция метро.

Но потом был напечатан роман писателя Набокова «Дар». Набоков написал его в 1938 году, в СССР он был издан только в 1990-м. Нет, конечно, советские интеллигенты и раньше брали «почитать на ночь» отксерокопированные экземпляры «Дара» (мне в свое время досталось маленькое, очень толстое за счет того, что страницы были сложены вдвое — чистой стороной внутрь). И вот после этого Чернышевскому в общественном сознании уже нельзя было отвязаться от образа, придуманного Набоковым. Всё дело в том, что герой набоковского романа писал книгу про Чернышевского и (это редкий случай в литературе) книга была вставлена внутрь романа.

Молодой эмигрант сидел посреди Берлина и «понемножку начинал понимать, что такие люди, как Чернышевский, при всех их смешных и страшных промахах, были, как ни верти, действительными героями в своей борьбе с государственным порядком вещей, еще более тлетворным и пошлым, чем их литературно-критические домыслы, и что либералы или славянофилы, рисковавшие меньшим, стоили тем самым меньше этих «железных забияк».

Иногда думают, что Набоков «расправился с Чернышевским», сделав его карикатурой. Всё куда интереснее — и его герой, и сам Набоков всматривались в то общественное брожение, чтобы понять, как в результате этих разговоров за чаем, вольного воздуха литературы и не очень вольных собраний случилось так, что все эти умные и не очень, родовитые и не очень оказались в итоге на берлинских (белградских, парижских) улицах.

Чернышевский родился в семье протоиерея саратовского кафедрального собора. Недоучившись в семинарии, он поступил на философский факультет Петербургского университета. Потом был учителем — сперва в родном Саратове, а затем в кадетском корпусе. К тому времени он уже занимался литературной деятельностью, а в 1860-е годы стал чрезвычайно популярен. За год до Манифеста об освобождении крестьян он опубликовал «Антропологический примат в философии», а в 1862-м был арестован за прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Полтора года Николай Гаврилович сидит в Петропавловской крепости и пишет роман «Что делать?», «Современник» печатает его в нескольких номерах.

Лесков в письме в редакцию «Северной пчелы» под названием «Николай Гаврилович Чернышевский в его романе «Что делать?» (с примечательным эпиграфом «Черт не так страшен, как его рисуют!») замечает: «О романе Чернышевского толковали не шепотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны». Номера «Современника» изымали, но в отсутствие ксерокопировальных устройств тогдашние любители чтения не брезговали переписывать его от руки. Пока роман становился культовой книгой и переводился на десяток языков, Чернышевский получил 14 лет каторги (снизили до семи) и вечное поселение в Сибири. Сперва он был в Нерчинске, а потом в Александровском заводе. В 1871 году он поселился в Вилюйске. Через три года ему предложили свободу, но для этого нужно было подать прошение о помиловании, что для Чернышевского было невозможно. Летом 1889-го писатель вернулся в Саратов, но уже осенью заболел малярией и 29 октября того же года умер.

Лучше всего про это сказал опять же мудрый Лесков: «Г-н Чернышевский довольно давно уже многим стал представляться каким-то всепоглощающим чудовищем, чем-то вроде Марата или чуть-чуть не петербургским поджигателем. Эту репутацию г. Чернышевскому устроила, разумеется, людская слепота и трусость, но более всего он обязан за нее нигилиствующим Рудиным».

Популярность этого человека была настоящей, непридуманной. Вовсе не похожий на нигилиста Гиляровский, прочитав роман «Что делать?», бросил всё и пошел в бурлаки. С романом спорили великие умы — от Лескова до Толстого и Достоевского. Но если всего этого мало, чтобы заинтересоваться, то вот один фрагмент: «По моим понятиям, женщина занимает недостойное место в семействе. Меня возмущает всякое неравенство. Женщина должна быть равной мужчине. Но когда палка была долго искривлена на одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть ее на другую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан, по моим понятиям, ставить свою жену выше себя — этот временный перевес необходим для будущего равенства...» Это его «Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье». Вот подумай, читатель, если отвлечься от феминизма, то не во всяком ли добром деле и ныне человечество перегибает палку в другую сторону?

Автор — писатель, литературовед, член жюри премии «Большая книга»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир