Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Надежда на исправление

Религиозный деятель Александр Борода — о том, что оплакивают евреи 9 ава и почему это актуально в наши дни
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Причиной 9 ава — самого траурного дня в году в еврейском календаре — стал грех разведчиков. Во время скитаний по пустыне Моше велел разведчикам отправиться в Землю обетованную перед тем, как весь народ войдет туда. Когда они вернулись, половина из них сказала, что достичь ее и жить там невозможно, и поселила сомнения во всем народе. Наши предки плакали всю ночь, Всевышний увидел это и сказал, что эти слезы напрасны. Но за то, что они ослушались его воли и отказались войти в Эрец Исраэль, он обрек наш народ на слезы в этот день на много поколений вперед.

«Это была ночь накануне девятого Ава, и сказал им Всевышний: «[За то, что] вы плакали в эту ночь понапрасну, Я заставлю ваши [будущие] поколения плакать [каждый год] в эту ночь [т. е. если согрешите и заслужите наказание, оно осуществится в этот день. — И.З.]» (Талмуд, Таанит, 29)».

В разные эпохи 9 ава произошло много страшных событий: разрушение первого и второго Храмов; начало изгнаний евреев из Испании, Франции, Англии в разные века; начало еврейских погромов, устроенных Богданом Хмельницким. На эту страшную дату приходится и начало Первой мировой войны, разрушившей общины Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины и Австро-Венгрии. В 1941 году 9 ава началась депортация евреев из Варшавского гетто. И это не полный список траурных событий.

Всевышний разгневался на евреев, отсрочив их вступление в Землю обетованную на 40 лет, чтобы не стало того поколения, которое обладает мировоззрением рабов, чтобы в Израиль могли войти свободные люди.

Сегодня мы можем вынести несколько очень важных уроков на примере еврейской истории. Первый и второй Храмы, как было сказано выше, были разрушены 9 ава. Причины разрушения были как внешние, так и на духовном уровне. Всевышний бы никогда не допустил разрушения главной святыни захватчиками, если бы не поведение самих евреев в те времена.

В Талмуде сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

Храм для евреев — это не просто место для молитвы. Иерусалимский храм был обителью Творца в физическом мире, символом глубокой Его связи с еврейским народом. Но эта связь была разрушена, и мы плачем по этому поводу по сей день и стараемся сделать все возможное, чтобы третий Храм был построен уже сейчас, в наши дни.

Наши мудрецы не раз сравнивали отношения Бога и еврея с отношениями мужа и жены. Когда молодая пара только женится, они влюблены и счастливы, но со временем быт и рутина могут разрушить это счастье, начинаются взаимные упреки, люди перестают ценить друг друга. Так произошло и в этом случае — евреи перестали ценить Всевышнего, соблюдать его заповеди, погрязли в ненависти и духовной нечистоте. Была разрушена крепкая духовная связь и, как следствие, — ее материальное воплощение, Храм.

О чем это говорит сегодня? О том, что мы должны ценить друг друга, то, что имеем, заботиться о себе, о том, что нас окружает, меньше обсуждать, меньше осуждать, делать больше добрых дел. Звучит довольно просто и логично, не правда ли? Наверное, каждый из нас думает об этом постоянно, но история дана нам для того, чтобы мы понимали последствия нашего бездействия, чтобы мы видели: хорошее влечет за собой хорошее, а дурное — дурное.

Но ведь раз Храм был разрушен за грехи, можно предположить, что и построен он был не просто так — наши предки буквально заслужили его возведение.

Великий раввин Махараль из Праги так поясняет причины создания Храма: первый Храм был построен за заслугу наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, а второй — за заслугу всего еврейского народа.

Какими же качествами обладали праотцы, чем они заслужили такую связь с Создателем? Им удалось не просто раскрыть искры святости в материальном мире, но исправить его. И именно эти задачи являются наследием и миссией еврейского народа сегодня: стать «партнером Творца на Земле», совершенствовать этот мир, раскрыть материальное в духовном.

Каждый из праотцов достиг совершенства в одном из качеств проявления Бога: Авраам — в милосердии, Ицхак — в мужестве, Яаков — в истине. Развивая в себе эти качества, мы создаем духовный сосуд для участия Творца в нашей жизни, для его благословений. И не только для нас, но и для всего нашего мира.

Девятого ава принято держать строгий пост: 25 часов провести без еды и питья, отказаться от кожаной обуви, гигиенических процедур, физических удовольствий. Только так — выходя из привычной зоны комфорта, вспоминая и скорбя — мы способны осознать и принять решения, как мы сами можем стать лучше и как можем улучшить мир. Скорбя, мы получаем надежду на исправление. Ведь как учат мудрецы Талмуда, «кто скорбит о разрушении Храма, достоин увидеть и радость его».

Автор — президент Федерации еврейских общин России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир