Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Уроки по цифровой грамотности

Куратор программы «Цифровая экономика» Олег Подольский — об информационном просвещении
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Развитие технологий, автоматизация труда и перевод в цифровую плоскость привычных действий и занятий ведет к тому, что всё больше растет востребованность не только компетенций, но и цифровой грамотности. Так, к 2021 году не менее 40% населения должны обладать соответствующими умениями для работы с цифровыми технологиями. Такая задача стоит перед Центром компетенций по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика».

Возникает вопрос, что же понимать под цифровой грамотностью. Существует множество определений. Мы понимаем под ней набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования технологий в повседневной жизни.

Вопрос безопасности при массовом использовании — наиболее острый. Согласно исследованию, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), более 20% опрошенных проводят платежи через открытые Wi-Fi сети, не задумываясь о том, где они размещают свои данные по банковской карте. По другим вопросам, связанным с персональными данным, ситуация еще тревожнее: 72% интернет-пользователей размещает в сети личные фотографии, а каждый пятый выкладывает сведения не только о себе, но и о своих родственниках. Зачастую этим легко пользуются мошенники.

Что касается эффективности использования цифровых технологий, в том числе ресурсов интернета, то здесь тоже возникают определенные трудности. На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая — чуть более 70% против 90%; далеко не у всех есть кредитные карты, и уж точно не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42% россиян пользуются мобильным. Нам есть куда расти и развиваться.

Люди, как правило, либо не знают про возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, либо их жизнь и без них прекрасна, и потребности просто нет. Сейчас большая часть экономики стоит на аналоговых рельсах, и организация труда, в том числе на большом количестве предприятий, не требует от человека использования современных цифровых технологий. То же самое происходит и в повседневной жизни. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер. Его нужно преодолевать.

Так, в первую очередь всем необходимо договориться о том, что понимается под главным в XXI веке типом грамотности: и исследователи, и работодатели, и государство понимают данное явление по-разному. Нужно прийти к общему понимаю того, чем же для современного человека является цифровая грамотность, и как определяется этот базовый уровень знаний и умений. Далее стоит провести аппробационное, а затем широкомасштабное исследование, чтобы найти зоны риска цифровой безграмотности: где нет необходимой инфраструктуры, либо люди не имеют мотивации к использованию цифровых сервисов и услуг, либо не располагают необходимыми умениями и знаниями. Необходимо выявить причины отсутствия мотивации и выработать специальные механизмы, чтобы преодолеть это нежелание.

На основании полученной информации в рамках программы «Цифровая экономика» будет разворачиваться программа по предоставлению персональных цифровых сертификатов. Они представляют собой систему стимулирующих выплат государством, с помощью которых у взрослых и детей появится возможность сформировать индивидуальную траекторию развития по освоению компетенций цифровой экономики и развитию цифровой грамотности. Будут запущены конкурсы на разработку эффективных образовательных программ. Данные мероприятия заложены в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».

Цифровая грамотность современного населения — самая высокая стена, которая выросла на пути к цифровой экономике. И преодоление этой стены — одна из задач этой программы.

Автор — куратор от Агентства стратегических инициатив направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир