Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Не хочу быть винтиком капиталистического общества»

Актер Жан-Марк Барр — о коммерциализации искусства, работе с русскими кинематографистами и сотрудничестве с Ларсом фон Триером
0
Фото: Сергей Насонов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершилась работа над фильмом «Подвал» (режиссер — Игорь Волошин). В копродукции России, Словакии и Чехии одну из главных ролей исполнил Жан-Марк Барр, франко-американский актер, звезда «Голубой бездны» Люка Бессона и нескольких картин Ларса фон Триера. Корреспондент «Известий» встретилась с артистом.

— В последнее время ваш творческий путь нередко пересекается с российскими кинематографистами. В картине Игоря Волошина вы сыграли с Ольгой Симоновой, а на кинофестивале «Зеркало» в Иваново представили фильм «Зерно», где трудились на одной съемочной площадке с Григорием Добрыгиным. Каково американцу работать с русскими?

Для меня это большая честь, несмотря на то, что мы из разных культур и у нас разное воспитание. Съемки — это приключение, особенный, потрясающий вид отношений между людьми. Здорово, что русские и американец подружились. А еще было большим приключением приехать в Иваново и в Юрьевец — на родину Андрея Тарковского. Для меня это настоящая экзотика.

— Вы знакомы с фильмами Андрея Тарковского?

— Для меня в мире кино есть два божества — это Стэнли Кубрик и Андрей Тарковский. Когда-то я познакомился с девушкой из Югославии и провел с ней 17 лет. Она открыла для меня двери в мир Тарковского. Благодаря его фильмам я узнал, что у искусства есть моральная функция. Мне кажется, он возвел настоящий собор кино. На Западе, особенно в Калифорнии, откуда я родом, искусство давно превратилось в товар. Увидеть, что кинематограф может служить чему-то другому, а не деньгам, было для меня настоящим откровением.

Скажу больше. Три режиссера повлияли на творчество Ларса фон Триера. Это Карл Дрейер, Райнер Вернер Фассбиндер и Андрей Тарковский. Работая с их наследием, Триер пытается по-своему прикоснуться к чистоте и морали.

— Вы уже несколько десятилетий работаете с Ларсом фон Триером. Какой он в жизни?

На публике Ларс — настоящий шоумен. Помню, как мы привезли в Канны фильм «Европа». Председателем жюри в тот год был Роман Полански. Вместо «Золотой пальмовой ветви» Ларс получил призы высшей технической комиссии и жюри. При этом технический приз у него уже был — в 1984 году он получил его за «Элемент преступления». Когда мы вышли из дворца фестивалей давать интервью, Ларс взял «техническую» статуэтку и со словами «Хочу поблагодарить жюри и карлика» выбросил ее в море (смеется). Да, у него огромное эго, и он знает, как привлекать к себе внимание. Но он научился правильно использовать это внимание, направляя его на фильмы, которые снимает. При этом в обычной жизни он человек скромный, страдающий.

— В фильме «Рассекая волны» Ларс Фон Триер затрагивает тему веры в Бога.

— Да, думаю, что через героиню по имени Бесс он впервые позволил себе прочувствовать отношения с Богом. В финале, как мне кажется, Триер пытался показать, что люди вынуждены выдумывать себе Бога, чтобы быть хорошими и вести себя примерно. Совершенно очевидно, что в «Рассекая волны» Бесс — это аллегория Иисуса Христа.

— Какие отношения с религией у самого Триера?

— Расскажу историю. Впервые в жизни я встретился с Ларсом в парке «Тиволи» в Копенгагене. Он мне сразу понравился. Мы с ним долго разговаривали, но я чувствовал: что-то его беспокоит. Я спросил, в чем дело. Он ответил мне: «Несколько недель назад со мной произошло что-то ужасное: умерла моя мать». Я принес соболезнования. Он сказал: «Нет-нет, дело не в этом. Просто за час до смерти она сказала мне, что человек, которого я считал своим отцом, не мой отец». Я говорю: «О, Господи!». Он опять: «Нет, дело даже и не в этом». — «В чем тогда?» — «Человек, которого я считал своим отцом, — еврей. Я всю жизнь проживал эту еврейскую драму. Эта новость оказалась для меня столь неожиданной, что через неделю я крестился в Католической церкви».

Я сам из глубоко религиозной католической семьи. И сказал ему: «Ларс, вообще-то католическая вера — это не футбольная команда!»

— Расскажите, как Ларс ведет себя на площадке.

— Возможно, я буду пристрастен, потому что для меня он не просто режиссер, с которым я работаю. Я крестный отец двоих его сыновей. Но даже если говорить о съемочной группе, это не рабочие отношения, а скорее семейные. С Триером никто не работает из-за денег, потому что работать с ним — самое настоящее удовольствие. Когда мы снимали «Догвилль» в Швеции, в картине были заняты несколько звезд: Лорен Бэколл, Бен Газзара, Харриет Андерссон, Николь Кидман. За работу в картине Николь получила $40 тыс. вместо привычных для нее $15 млн.

Мне всегда забавно смотреть, как звезды буквально ползают на коленях перед Триером и расхваливают, рассказывают, какой он великий режиссер. Рядом с ним они становятся скромнее, работа с Триером — прекрасный урок.

— Значит, в работе он все-таки диктатор?

— Нет, я всегда ощущал уважение с его стороны, мы были на равных. Так же он ведет себя и с другими актерами, и со всей съемочной группой. Мы всегда начинаем снимать в 8 утра, заканчиваем в 4–5 вечера, никаких сверхурочных смен. Все делается очень человечно, в процессе все равны.

Иногда во время съемок Николь Кидман пыталась показать, кто здесь главная звезда, да и Бьорк в «Танцующей в темноте» — тоже. Но Ларс пресекал эти попытки моментально. Как раз в эти моменты процесс киносъемок становился особенным. В работе с Ларсом всегда чувствуется это желание прийти к ощущению человека и человечности.

— Все помнят вашу блестящую роль в «Голубой бездне» Люка Бессона. Поддерживаете ли вы с ним отношения?

Я послал Люка Бессона к черту. Он больше про силу. А после окончания съемок и вовсе начинает совсем по-другому к вам относиться. Когда режиссер выстраивает иерархию, это ломает все. К тому же он миллионер.

— Разве быть миллионером плохо?

Плохо, когда искусство превращается в бизнес, инструмент заработка. Сегодня в киноиндустрии на первый план выходят два главных вопроса: сколько вложили в фильм и сколько на нем заработали. Посмотрите на карьеру Роберта Дауни-младшего. В 1980-х годах, когда он только начинал работать, снимался в прекрасном независимом кино: «Меньше нуля», «Прирожденные убийцы», «Чаплин»…

Он был потрясающим, шел против системы американского общества. Но принимал наркотики, попал в беду, оказался в тюрьме. После освобождения он снимается в фильмах по мотивам комиксов, типа «Железного человека», которые больше напоминают мультфильмы. Он уже почти стал миллиардером, но ужасно смотреть, как пропадает великий актер. Голливуд — это всё про деньги. Красивые картинки с красивыми людьми, за которыми ничего не стоит. Вы ничего не чувствуете, глядя на них. И мы все должны участвовать в этом лживом хеппи-энде.

Я не очень много знаю о русском кино. Но точно знаю, что русское кино — о душе, о людях и их переживаниях. Если мы говорим о Тарковском как о неком образце, то причина непопулярности русского кинематографа в Америке кроется как раз в этом: моральная и духовная сторона, которая есть в ваших фильмах, непонятна американцам.

— По этой причине вы отказались от блестящей карьеры в Голливуде, которую вам сулили?

— Да, после успеха «Голубой бездны» я мог поехать в Голливуд и работать там. Но вместо этого я предпочел играть маленькие роли в фильмах Ларса фон Триера, зная, что эти фильмы будут показывать даже спустя 50–100 лет. Пройдет с десяток лет, сегодняшних звезд забудут, их сменят новые. Все девочки хотят быть как Пэрис Хилтон, но это очень скучный мир.

Голливудские актеры будто бы снимаются в одном большом реалити-шоу, где получают баснословные гонорары. Мы смотрим, как они приходят к пику карьеры, как падают с него. Люди видят актеров, которые получают миллионы долларов за роли и фильмы, хотя, возможно, они никому не интересны. Самое главное, что они звезды. Это единственное, что сегодня имеет значение.

— Европейское кино тоже живет категориями бокс-офисов.

— Да, эта тенденция набирает обороты. Киноиндустрия во Франции практически умерла — там снимают либо комедии, либо фильмы для детей. Нет и речи о политическом контексте, о высокохудожественном кино. Приходишь в любой крупный кинотеатр, там тебе предлагают 25 фильмов — по сути, ты как бы переключаешь телеканалы, ничего больше. Поэтому я уже давно не хожу в кино. Это просто пропаганда: не думай, не чувствуй, просто смотри на игру светотени и уходи абсолютно счастливым. Но это делает зрителей по-настоящему несчастными, потому что к нам относятся как к потребителям, а не как к людям.

Мы находимся под постоянным обстрелом образами, нас сбивает с ног лавина информации. Мы пребываем в неком онемении и уже не понимаем, кто мы такие. Возможно, в ближайшие несколько десятилетий мы станем свидетелями того, как исчезают нации и появляется нечто глобальное. В любом случае мы отчаянно нуждаемся в чем-то новом. Такие художники, как Ларс фон Триер, дают нам это понять.

— Отказавшись от карьеры в Голливуде, вы сделали выбор в пользу творчества. Не жалеете?

Люди гонятся за деньгами, потому что они очень много смотрят телевизор и социальные сети. Быть человеком сегодня — борьба. Но в этой борьбе есть какое-то божественное безумие, через которое мы и познаем свою человеческую природу.

Что касается меня, я до сих пор наслаждаюсь тем, что делаю. Я снимаюсь в независимом кино, и у меня нет ничего, кроме чемодана. Я не хочу быть винтиком капиталистического общества, и моя сегодняшняя жизнь — это единственный путь остаться свободным. Я видел, как многие мои друзья уезжали в Голливуд, становились там миллионерами с множеством домов, машин и женщин. Но спустя какое-то время они все равно теряли к жизни интерес и переставали получать от нее истинное удовольствие. Потому что им приходилось делать коммерческие вещи и отказываться от своей души.

Справка «Известий»

Жан-Марк Барр — франко-американский актер и режиссер. Учился в Калифорнийском университете, Сорбонне, Парижской консерватории и Гилдхоллской школе музыки и театра. Мировую известность ему принесла главная роль в фильме Люка Бессона «Голубая бездна». Сыграл в фильмах Ларса фон Триера, в числе которых «Европа», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Самый главный босс», «Нимфоманка».

 

 

 

Читайте также
Прямой эфир