Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Русская мечта о рае

Писатель Сергей Шаргунов — к юбилею Владимира Маяковского
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Владимиру Владимировичу Маяковскому исполнилось 125. Современен ли он? Сразу отвечу: да. «Жил, жив, будет жить», — если говорить его словами.

Продвинутые молодые музыканты превращают поэзию Маяковского в песни. Интернет полон такими записями. Возле его памятника в Москве собираются и читают стихи. Маяковскому желают подражать — и жизненным натиском, и стилистическим мятежом. Его фразы по-прежнему в обиходе, превратившись в афоризмы, поговорки, мемы: «Планов громадьё…», «На горло собственной песне…», «Делать жизнь с кого…», «Жизнь прекрасна и удивительна», «Я русский бы выучил только за то…», «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно».

Ему 125, а не стало его в 36, а был он подростком в грозном образе громовержца.  Писатель Валентин Катаев, у которого Маяковский провел последний вечер, называл его мальчиком, обреченным на роковую развязку. Ведь это своего двойника он изобразил в поэме «Про это»:

Был вором-ветром мальчишка обыскан.
Попала ветру мальчишки записка.
Стал ветер Петровскому парку звонить:
— Прощайте... Кончаю... Прошу не винить…
До чего ж
на меня похож!

Этот высокий человек с угловатыми движениями на самом деле лишь казался каменным, но внутри трепетало нежное облако. «Не для денег родившийся» — так назывался фильм, сценарий которого он написал и где сыграл главную роль. Так бы мог называться фильм всей его жизни. Он шмякнул сердце на круглосуточную сцену. Сломал перегородку между судьбой и искусством. И того же желал миру: чтобы небывальщина ворвалась в обыденность. Для него история была, как сырая глина.

«Маяковский видел сон», — пел другой поэт и бунтарь Егор Летов. Маяковский — это и впрямь цветные сны, которые сопровождает сердцебиение. Всё им созданное кажется резким, выпуклым, очевидным, но подчинено правилам сна. Волшебные грезы и адские кошмары, жаркие любовные сцены и пророческие видения.

Воображаемое им будущее, где не томит никакой быт и даже гравитация не досаждает «летающему пролетарию», — это сон, размывающий границы привычного. Жалко, он не дожил до телевизора и полета в космос, и интернета, и клонирования, и 3D-принтеров. Но и дожив, рисовал бы новые чертежи невероятного грядущего.

Маяковский — всегда вызов. Вызов не просто рассудочному мещанству, а тот вызов, который сон может бросить яви. От дичайших эпатажных строк про детей до воспитательного «Крошка-сын к отцу пришел». От изломанной поэмы «Флейта-позвоночник» до «резиновой» рекламы: «Лучше сосок не было и нет. Готов сосать до старости лет». Он, как спящий, напитывался материалом и опытом реальности, но всякий раз выстраивал свой мир — ей наперекор.

Есть мифы и преувеличения. Например, модно говорить, что до трагического финала Маяковского довело государство. Да, была травля со стороны влиятельных литературных кругов. Но всё равно Владимир Владимирович оставался главным поэтом Советского Союза. Достаточно заглянуть в экстренный совместный выпуск «Литературной газеты» и «Комсомольской правды» 1930 года, полный слезных телеграмм, прочитать эпитеты, которыми провожали покойного, или спешное объявление о сборе средств на тракторную колонну «Маяковский».

Еще любят толковать его социальную страстность как избыточный каприз художника. По правде же в партию большевиков он записался в 15 лет. Трижды был арестован. Во время последней отсидки (11 месяцев в Бутырке) начал писать стихи. Он жаждал торжества бедных, бесправных, униженных и оскорбленных, прозревая победу антиколониальных сил по всему миру. Он не только воспевал революционный смерч, но и славил во весь голос созидание страны трудящихся.

Еще принято за интернационализмом Маяковского не видеть его национальной сущности. Но язык футуризма словно бы аукался с древнерусскими летописями. Маяковский — это очень русская мечта о рае, о братстве и воскрешении мертвых. Не случайно ему была близка концепция «общего дела» философа Николая Фёдорова. Это Маяковский просился на фронт Первой мировой добровольцем и встретил ее лихими лозунгами. 

Потом он отшатнулся от войны, отравленный кровавым гниением, но его частушки и слоганы времен Гражданской были в том же бравом духе. И дальнейшая экспансия советского государства, собиравшего заново земли Российской империи, была встречена им на ура. Ну и не удержусь от соблазна вспомнить «Стихи о советском паспорте», геополитически актуальные и почти век спустя:

Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.

И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берёт
мою
краснокожую паспортину.

Маяковский — звучит гордо, и мы по праву можем гордиться этим небывалым инопланетным явлением нашего искусства. Читаешь «Маяковский» и видишь яростную палитру с преобладанием алого. «Ма-я-ков-ский!» — это громкое имя хочется скандировать и распевать. И он же — тончайший лирик-гипнотизер, увлекающий за собой в фантасмагорию сновидений.

Он жил и будет жить непонятым. И никогда не разгадать до конца его уход, такой запрограммированный и такой внезапный. И моя реплика — лишь одна из попыток этого понимания. Но именно загадка Маяковского делает его притягательным и живым. Грех тут не вспомнить одно из лучших его четверостиший, которое он перечеркнул в очередном порыве самоотрицания:

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

Автор — писатель, депутат Государственной думы

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир