Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вооруженные силы России провели очередные учения воздушно-десантных войск. В ходе маневров с использованием 45 тяжелых транспортников Ил-76 был выброшен десант численностью 1,5 тыс. военнослужащих и 69 единиц техники. Проведенные учения одновременно демонстрируют как возможности ВДВ, так и границы этих возможностей. Iz.ru разобрался в перспективах развития крылатой пехоты.

Немного цифр

В настоящее время в составе российских воздушно-десантных войск насчитываются две воздушно-десантные и две десантно-штурмовые дивизии, четыре десантно-штурмовые бригады, отдельная бригада спецназначения, ряд вспомогательных и учебных частей. При этом все боевые подразделения как в воздушно-десантных, так и в десантно-штурмовых частях проходят подготовку к парашютному десантированию, а парашютно-десантные части и подразделения оснащаются десантируемой бронетехникой — боевыми машинами десанта, десантными БТР и т.д.

В составе российских военно-воздушных сил в настоящее время насчитывается около 120 Ил-76 — этот тип самолета является основным используемым для парашютного десантирования. В недавно прошедших учениях было задействовано, напомним, 45 машин, которых хватило на высадку парашютным способом менее полка ВДВ, включая два батальона с бронетехникой. Таким образом, всего наличного парка Ил-76 военно-транспортной авиации хватит на парашютную высадку одним вылетом менее двух полков со штатным комплектом вооружения и военной техники.

Десантирование личного состава воздушно-десантной бригады из самолета Ил-76

Фото: commons.wikimedia.org/Dmitry Terekhov

Проблема нехватки авиатехники для парашютного десантирования ВДВ осознавалась еще в СССР. По мнению военных специалистов, для парашютного десантирования одной воздушно-десантной дивизии одним вылетом требовалось поднять в воздух не менее пяти дивизий военно-транспортной авиации. Учитывая состав советской военно-транспортной авиации, парашютная выброска одной дивизии была пределом возможностей ВВС СССР в случае масштабного конфликта, при этом без учета возможного противодействия противника. 

На практике парашютные десанты ВДВ СССР в послевоенный период, за исключением нескольких тактических эпизодов, не использовали, наиболее известные операции — в Чехословакии в 1968 году и в Афганистане в 1979 году — проводились с использованием посадочного десантирования. В ходе последовавшей афганской войны, равно как и в ходе обеих чеченских войн, подразделения ВДВ либо использовались как десантно-штурмовые — высаживаясь с вертолетов, либо как обычная пехота — перемещаясь на бронетехнике, грузовых автомобилях и в пешем порядке.

Военнослужащие в ходе командно-штабных учений с участием 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Рязанской области

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Если сравнивать с иностранными армиями, то Россия на сегодня располагает наиболее многочисленным контингентом парашютно-десантных частей, явно превышающим возможности наличного парка военно-транспортной авиации. Это вызывает определенные вопросы относительно эффективности расходования бюджетных средств, учитывая дороговизну специализированной десантной техники и парашютной подготовки личного состава. При этом суровые ограничения, которые накладывает на возможности техники ее десантируемость, приводят к тому, что при действиях на земле в качестве обычной пехоты подразделения ВДВ значительно уступают мотострелковым, располагающим и большей номенклатурой вооружения, и значительно большей огневой мощью.

Что дальше?

Изменить сложившуюся ситуацию с нехваткой авиации для использования ВДВ по прямому назначению в обозримом будущем невозможно — это потребовало бы многократного роста численности военно-транспортной авиации, так же как и численности вертолетных транспортных подразделений — для переброски десантно-штурмовых частей.

В целом эта ситуация понимается уже давно, однако традиционный с начала 1990-х годов высокий политический вес ВДВ препятствует радикальным реформам этого рода войск, заставляя сохранять сложившуюся структуру. Планы резкого сокращения ВДВ с передачей их в состав сухопутных войск вынашивались в период руководства министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова, однако так и не были осуществлены.

Вместе с тем необходимость сокращения военных расходов требует пересмотра сложившегося положения. Учитывая наличный состав военно-транспортной авиации, оптимальная численность парашютно-десантных частей составляет 1–2 полка, при этом специализированная десантная бронетехника им не нужна: наиболее вероятные в рамках локальных конфликтов тактические десанты не требуют парашютной выброски техники. При необходимости «броня», вплоть до танков, может быть доставлена на аэродром посадочным способом — для которого БМД и БТР-Д не обязательны.

Расшвартовка боевой машины десанта БДМ-4М после десантирования парашютным способом из самолета Ил-76

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

 

Основу ВДВ должны составлять десантно-штурмовые части, используемые в составе межвидовых группировок. В целом это позволяет сократить боевой состав ВДВ до одной дивизии (включающей 1–2 парашютно-десантных и 1–2 десантно-штурмовых полка) и четырех десантно-штурмовых бригад окружного подчинения. Учитывая, что десантно-штурмовую подготовку будут иметь также части специального назначения и, кроме того, морская пехота ВМФ России, это всё равно потребует серьезного усиления транспортных возможностей ВВС. Но это усиление будет уже в рамках разумных сроков и расходов и позволит эффективно применять имеющиеся десантные части.

Вместе с тем, учитывая сложившуюся структуру Вооруженных сил и политический вес ВДВ в их составе, необходимо отдавать себе отчет, что на столь радикальную реформу в обозримом будущем вряд ли кто-то решится. 

 

Читайте также
Прямой эфир