Дальневосточный драйвер роста
В конце января Счетная палата РФ опубликовала данные, согласно которым в 2017 году дальневосточные регионы получили от особых экономических зон — ТОР — в четыре раза больше доходов, чем годом ранее. Успех экономического эксперимента, внедрение специального режима для развития бизнеса в ряде регионов подтвердил и Владимир Путин, заявивший, что «ТОР как идея хороши» и на практике развиваются успешно.
Последнюю неделю января федеральные власти уделяли много внимания вопросам эффективности функционирования территорий опережающего развития (ТОР), которые начали создаваться в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в 2015 году. Президент Владимир Путин заявил на заседании Госсовета, что режим территорий опережающего развития на практике развивается успешно. «ТОР — это в принципе идея хорошая сама по себе... они зарекомендовали себя неплохо», — отметил он и подчеркнул, что главная задача ТОР — «усилить инвестиционную привлекательность тех регионов, которые нам нужно развивать в первоочередном порядке».
Сегодня на Дальнем Востоке создано 18 территорий опережающего развития в восьми регионах. В этих ТОР реализуется 205 инвестиционных проектов на 2,2 трлн рублей. По мнению главы Минвостокразвития России Александра Галушки, ТОР — это универсальный инвестиционный инструмент, рассчитанный не только на крупный, но и на малый бизнес, на индивидуальных предпринимателей, которые уже приходят в особые экономические зоны Дальнего Востока.
Одним из поводов для подведения промежуточных итогов создания ТОР послужила публикация оценки Счетной палаты РФ влияния деятельности ТОР и Свободного порта Владивосток (СПВ) на региональные бюджеты субъектов ДФО. В целом в минувшем году дальневосточные регионы получили от 186 компаний — резидентов ТОР 1,93 млрд рублей налогов, что в четыре раза больше, чем в 2016 году, свидетельствуют результаты проверки. Тем не менее Счетная палата в своем отчете назвала бюджетные доходы от деятельности ТОР и СПВ «незначительными» — доля ТОР и СПВ в консолидированных бюджетах субъектов ДФО пока составляет немногим более 1%. При этом на создание для этих особых зон инфраструктуры за почти трехлетний срок потрачено из консолидированных бюджетов регионов ДФО 1,7 млрд рублей, отмечают эксперты Счетной палаты.
Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, в свою очередь, озаботился выявлением наиболее и наименее эффективных ТОР, чтобы скорректировать стратегию их развития. Вероятно, недолжная эффективность и пробуксовывание некоторых проектов отчасти связаны с недостаточным участием региональных властей. Часть регионов средства на развитие ТОР не отчисляли вовсе, например Амурская область. Сахалинская область, Чукотская и Еврейская автономии не инвестировали в ТОР в 2016–2017 годах, за девять месяцев 2017 года не перечисляла средства Республика Саха (Якутия).
Согласно данным проверки, наименее востребованными у бизнеса оказались площадки на Камчатке и в Амурской области: «Паратунка» (ТОР «Камчатка»), «Предмостовая» (ТОР «Приамурская») и «Резервная» (ТОР «Белогорск»). При этом наиболее эффективными ТОР по итогам 2017 года стали «Белогорск» (Амурская область), «Южная Якутия» и «Кангалассы» (Якутия). Сейчас все площадки ТОР уже заняты, в существующих границах мест для расширения производств и запуска новых проектов уже нет. Подано 57 заявок с объемом частных инвестиций в размере 31,9 млрд рублей, объем уже заключенных соглашений составляет 25,6 млрд рублей. В рамках реализации инвестпроектов будет создано 4,4 тыс. рабочих мест.
В связи с популярностью у инвесторов этой ТОР 29 января Минвостокразвития России объявило о внесении в правительство РФ предложения о расширении «Надеждинской». «Мы видим востребованность этой территории. Мы идем навстречу бизнесу, видим его готовность вкладываться в новые предприятия и соответственно расширяем землю для ТОР», — отметил Александр Галушка.
«Надеждинская» — многопрофильная производственно-логистическая площадка, главное ее преимущество — уникальное географическое положение: вблизи двух крупнейших дальневосточных портов, на пересечении нескольких важнейших маршрутов — трассы Владивосток — Хабаровск, Транссибирской магистрали и международного транспортного коридора «Приморье–1», связывающего Россию с Китаем. Такое идеальное местоположение в сочетании с наличием инфраструктуры открывает большие возможности для резидентов.
Успешно развивается и важный для региона проект по созданию тепличного хозяйства в ТОР «Южная», который позволит на 95% обеспечить сахалинцев и курильчан овощами круглый год. Резидент этой ТОР — совхоз «Тепличный» — недавно завершил строительство комплекса на 8 га. Проект не имеет аналогов в ДФО по масштабам и используемым технологиям, в частности технологии интенсивного «искусственного досвечивания», позволяющей повысить урожайность до 70–75 кг с одного квадратного метра в два-три раза. Суммарный объем инвестиций в проект составил 1 млрд рублей, в создание инфраструктуры инвестировано еще 400 млн рублей.
«На российском Дальнем Востоке сформированы конкурентоспособные условия инвестирования, и мы наблюдаем востребованность этих условий со стороны российского и иностранного бизнеса. Наша страна заинтересована в приходе качественных инвесторов, готовых строить новые современные предприятия, создавать рабочие места для россиян, платить налоги, соблюдать российское законодательство», — считает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Опыт этих проектов показывает, что сочетание географических условий, новых технологий и грамотного менеджмента вкупе с заботливым участием региональных властей — залог успешного запуска ТОР, новой версии особых экономических зон.