Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Студентам меняют курс

Цифровая экономика требует новых знаний
0
Фото: предоставлено пресс-службой «Россетей»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из главных трендов мировой экономики — гибкость, способность быстро меняться в зависимости от требований рынка. Внедрение инновационных цифровых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, невозможно без переобучения работников компании, формирования у них навыков работы в принципиально новых условиях. На форуме в Сочи новой кадровой политике была посвящена отдельная дискуссия. О главных вопросах, обсуждавшихся в ее ходе, «Известиям» рассказала заместитель генерального директора, руководитель аппарата компании «Россети» Ольга Сергеева.

Цифровая экономика меняет потребности предприятий в специалистах. Становятся востребованы новые знания и умения. Как изменится спрос на профессии в энергетике по мере цифровизации этой отрасли?

С заменой на объектах электрических сетей морально и физически устаревшего аналогового оборудования на цифровое сменятся и требования к профессиональной квалификации и навыкам. Если в электромеханических устройствах надо было очищать контакты, то в электронных — настраивать программное обеспечение. Для цифровой энергетики ключевым является термин «удаленное» — удаленная диагностика, удаленный мониторинг, удаленное обслуживание. Соответственно, сложно будет называть профессию работника, который удаленно контролирует работу интеллектуальных приборов учета, электромонтером — это скорее оператор.

 

Где взять таких специалистов? Ведь учебные заведения по-прежнему готовят студентов по традиционным программам, которые много лет не менялись?

Требуется модернизация образовательных программ заведений высшего и среднего профессионального образования с точки зрения практикоориентированности, применения гибких технологий обучения, обеспечивающих быструю актуализацию учебных материалов. Важно, что преподаватели кроме теории должны уметь научить студента практической работе с современным оборудованием, которого, кстати, может и не быть в образовательных организациях. Поэтому актуальными станут программы дуального обучения, когда теория изучается в образовательной организации, а практику студенты проходят в компании под руководством наставников — наиболее опытных и подготовленных работников компании.

В качестве системных мер требуется доработка профессиональных стандартов по ключевым для электросетевого комплекса компетенциям, в том числе в части квалификационных требований к персоналу, а также образовательных стандартов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

В «Россетях» распространена практика наставничества: при взаимодействии с образовательными организациями — в рамках дуального обучения, при проведении практик в компании, в работе студенческих отрядов, при выполнении студентами исследовательских и выпускных квалификационных работ; в ходе рабочего процесса — при проведении чемпионатов профессионального мастерства, обеспечении профессионального развития членов кадровых резервов. Кстати, практика наставничества в рамках движения Worldskills в отношении молодых работников и студентов организаций среднего профессионального образования была включена в топ-20 лучших практик наставничества в России по результатам первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества».

Также компания поддерживает мероприятия по профориентации школьников, направленные на популяризацию технических специальностей, занимается отбором и развитием талантливых детей, сопровождает реализации их инициатив, курирует поступление и обучение в вузах и ссузах по направлению «Электроэнергетика и электротехника» с последующим трудоустройством в компании электросетевого комплекса.

Автор цитаты

ТРЕБУЕТСЯ ДОРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО КЛЮЧЕВЫМ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА КОМПЕТЕНЦИЯМ

«Россети» в партнерстве с образовательным центром «Сириус» проводят специализированную смену, куда отбирают школьников по всей стране. В прошлом году в школах Красноярска и Санкт-Петербурга реализованы пилотные проекты по созданию энергоклассов. В этом году опыт распространяется на все регионы присутствия «Россетей».

Мы, как работодатель, и наши партнеры — образовательные организации и государственные институты, регулирующие сферу трудовых отношений, понимаем необходимость трансформации действующей системы. Конечно, определенным риском может быть недостаточная точность долгосрочного прогнозирования, ведь будущее может развиваться по разным сценариям, и попытки его предсказания могут быть ошибочны. Мы можем недостаточно точно определить потребности в новых профессиях или в количестве необходимых специалистов. Но поскольку «Россети» активно взаимодействуют с ведущими иностранными энергокомпаниями и отраслевыми экспертами, имеющими опыт внедрения цифровых технологий, а также участниками системы кадрового обеспечения, данный риск является контролируемым. Кроме того, нам представляется более правильным не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, освоив которые работники смогут успешно выполнять новые задачи.

 

Компании требуются новые профессии и работники. А образовательные учреждения готовы к таким изменениям?

Все ключевые участники процесса кадрового обеспечения цифровой электроэнергетики не только готовы менять подходы, но и уже реализуют комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение компаний кадрами необходимой квалификации. В ежегодные комплексные планы взаимодействия с образовательными организациями включаются важные мероприятия по актуализации действующих и разработке новых образовательных программ с учетом цифровой тематики как для студентов, так и для работников компаний, осуществляется модернизация учебной базы образовательных организаций, внедряется практика проведения обучения студентов и стажировок преподавателей на цифровых объектах компаний. Экспертами компаний Группы «Россети» совместно с Отраслевым советом по профессиональным квалификациям в электроэнергетике прорабатывается вопрос внесения изменений в профессиональные стандарты, а совместно с федеральными учебно-методическими объединениями по укрупненной группе специальностей и направлений «Электро- и теплоэнергетика» — внесения изменений в образовательные стандарты высшего и среднего образования.

 

Как изменится численность персонала из-за цифровизации отрасли?

Основной эффект цифровизации сети будет выражен в повышении производительности труда через оптимизацию загрузки — существующим персоналом будет выполняться больший объем работ, оказываться дополнительные услуги потребителям электроэнергии. Мы будем стремиться сохранить весь кадровый потенциал компаний — за счет механизмов переподготовки и повышения квалификации место в цифровом будущем найдется каждому квалифицированному работнику.

Читайте также
Прямой эфир