Точка подсчета
Сколько будет стоить ваша новая машина через три года? Что повлияет на эту цену и легко ли будет ее продать? Можно ли вообще строить прогнозы цены автомобиля на вторичном рынке в условиях постоянно растущей конкуренции автопроизводителей? Эти вопросы задает себе каждый покупатель нового авто. Наш корреспондент Валерий Чусов попробовал найти на них ответ.
Годы берут свое
Если машина с годами мало теряет в цене, это означает, что она сохраняет исходные характеристики. «Мы уделяем большое внимание остаточной стоимости автомобилей Hyundai на вторичном рынке. Высокая остаточная стоимость положительно влияет на имидж бренда и повышение лояльности владельцев Hyundai. Это также может влиять на решение при покупке нового авто. Чем выше цена на автомобили с пробегом на вторичном рынке, тем выше дилеры могут оценить автомобиль клиента при сделке трейд-ин, тем больше вероятность продать новый автомобиль», — рассказывает представитель «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.
Автопроизводителям действительно выгодна высокая цена их машин на вторичном рынке. Ведь чем меньше автомобиль подешевеет за первые три–пять лет, тем больше вероятность того, что потенциальный покупатель возьмет кредит чуть больше и купит новую машину, а не подержанную. Но вторичный рынок авто — рынок настоящий, регулировать его крайне сложно, и именно на нем под давлением спроса и предложения формируется честная цена машины.
Вторичный рынок можно разделить на три неравных сегмента. Это продажа через официальных дилеров, которые практикуют трейд- ин, — прием подержанного автомобиля в зачет стоимости нового. По самым оптимистичным оценкам, доля «официалов» на вторичном рынке — процентов 15, не более. Чуть большая часть сделок проходит через других посредников — компании, которые специализируются на скупке и продаже подержанных автомобилей, либо частные лица, так называемые перекупы. Но все же самая значительная часть подержанных автомобилей продается их владельцами самостоятельно. Как правило, с использованием различных онлайн-площадок.
В таких условиях информация о реальных ценах сделок может быть очень приблизительной. Онлайн-площадки отслеживают только заявленные в объявлениях цены, но, по какой стоимости машина в итоге уходит к покупателю, остается неизвестным. Автопроизводители в лице своих представителей — импортеров могут получать информацию о ценах только от своих официальных дилеров.
Управляемый рынок
Впрочем, надо отдать должное импортерам. Год за годом они все активнее пытаются работать на вторичном рынке или как-то влиять на него. Вы ведь помните — им выгодна высокая остаточная цена.
Практически у всех — от премиальных до бюджетных марок — есть собственные программы по перепродаже автомобилей с пробегом. Mercedes-Benz Certified — российская программа продаж автомобилей Mercedes с пробегом. Возраст этих машин не превышает пяти лет, а пробег — 125 тыс. км. «Мерседес-Бенц РУС» продает, таким образом, не только автомобили от частных лиц и организаций, но и собственные машины, которых у него довольно много, — они использовались на различных мероприятиях, уровень которых предполагает автомобили премиальных брендов, или были задействованы в тестовом парке. В программу «Audi с пробегом :plus» попадают только автомобили не старше пяти лет с пробегом не более 120 тыс. км. BMW для продажи по программе BMW Premium Selection ограничивает пробег сотней тысяч километров.
Официальный импортер Mitsubishi Motors в России «ММС Рус» с 2016 года развивает собственный проект по продаже сертифицированных автомобилей с пробегом — Diamond Car. «Высокая стоимость автомобиля с пробегом на рынке является показателем ликвидности модели в глазах потребителей. В нашем случае это признание высоких качеств автомобилей Mitsubishi и их надежности», — считает Наоя Накамура, президент и главный исполнительный директор «ММС Рус».
В любой такой программе главный вопрос, ответ на который ищут маркетологи, — как правильно определить цену выкупа подержанного авто, чтобы не отпугнуть продавца (а он же — и покупатель нового авто) и не прогадать.
Сейчас российский авторынок находится в сложном положении. На нестабильность курса, или, попросту говоря, на падение рубля в 2014 году, разные марки отреагировали по-разному. Кто-то пытался удержать клиентов и поднимал рублевые цены с заметным отставанием от роста курса твердой валюты, кто-то, наоборот, решил не терять деньги. Сейчас как раз прошло три года с момента этих ценовых скачков, и купленные до падения рубля новые автомобили стали появляться на вторичном рынке. В рублевом исчислении подешевели они не сильно. Такой ценовой парадокс, разумеется, ломает все принятые в мире системы калькуляции вторичной цены машины. А новации, которые ждут рынок в ближайшее время, не позволяют делать сколь-либо надежный прогноз по динамике цен в будущем. Так, в этом месяце заметно вырос утилизационный сбор на новые автомобили, что тоже приведет к росту цен.
Хорошо забытое старое
С точки зрения сбора информации «золотыми» можно считать времена СССР, когда практически все сделки проходили через государственные комиссионные магазины. В магазине сделка всегда проходила по определенной государством цене, которая зависела только от розничной цены машины и ее возраста. Дороже продавать было нельзя — это спекуляция, уголовное преступление. Сейчас сделки на автомобили также фиксируются. Но продавцы далеко не всегда рады сообщать реальную цену, хотя базы данных с реальными ценами сделок могли бы стать идеальным подспорьем для всех участников рынка. В России есть независимые организации, торгующие подержанными автомобилями, и для оценки машин они используют свои базы данных. Так, портал CarPrice сообщает, что оценивает автомобили на основе базы данных по более чем 50 тыс. машин.
В других странах определение цены подержанного авто более формализовано. На американском рынке, самом крупном в мире, в качестве авторитетного справочника используют Kelly Blue Book, база данных по подержанным автомобилям есть у североамериканской ассоциации дилеров NADA. В Италии статистику о ценах на вторичном рынке много десятилетий собирает и публикует крупнейший автомобильный журнал Quattroruote. В России единого и общепризнанного источника нет.
Сейчас мы вплотную подошли к моменту, когда технически возможна фиксация истории большинства автомобилей на рынке — доля серого импорта снизилась до символической. Уже работает сервис «Автотека», в котором можно проверить историю автомобиля перед покупкой. Агентство «Автостат» планирует запустить собственную базу данных по ценам на подержанные автомобили. Накопление данных о реальных сделках позволило бы упростить жизнь всем участникам рынка.