Ток-шоу
Главными экспонатами ежегодного автомобильного салона в Женеве стали электрокары. Автомобили на электрическом ходу показали практически все производители, и это не только серийные модели, но и прототипы, которые определят будущее автомобильного рынка на ближайшие годы. Если, конечно, им удастся преодолеть дистанцию от экспериментального цеха до конвейера.
Чистые и умные
Пять лет назад в светлое будущее электромобилей верили преимущественно фантасты. Скептики ехидно уверяли, что дальность хода любого электрокара определяется длиной шнура, тянущегося к розетке, а автомобильные компании осторожно конструировали прототипы электрокаров в заводских лабораториях. Но все фантастическое рано или поздно становится обыденным. Высокие цены на топливо, давление зеленых, поразительный пример Tesla и многие другие факторы сменили парадигму ценностей в автоиндустрии. Прошедший в начале марта Женевский автосалон, главный европейский смотр достижений автопрома, стал выставкой транспортной электрификации. Лучшие места на стендах автомобильных марок достались не спорткарам, выжимающим максимум лошадиных сил из каждого кубического сантиметра двигателя, а электромобилям, которые так же тихо, как они и передвигаются по улицам, завоевали рынок.
Представленные в павильонах выставочного комплекса PalExpo экспонаты можно делить по классам, маркам или техническим характеристикам. Но с практической точки зрения будет правильнее оценивать новинки по перспективе их появления в салонах официальных дилеров. И перспективы, прямо скажем, у всех представленных автомобилей разные. Хорошо, когда производитель не скрывает, что объект на его стенде — фантазия в чистом виде, эксперимент с далеким прицелом. Именно так поступила Lexus, организовавшая в Женеве европейскую премьеру концепта LF-1 Limitless. Название этого будущего флагманского кроссовера говорит само за себя. Никаких ограничений ни по конструкции, ни по идее. Компания даже еще не определилась, будет ли модель выпускаться с электрическим или каким-то другим, еще более эффективным приводом. К моменту серийного воплощения станет понятно, нужно ли владельцу пользоваться услугами шофера-человека или он предпочтет режим автопилота Chauffeur, полностью доверившись умной электронике.
Ряд небольших компаний и ателье, откровенно играя на хайпе, используют электрический привод в автомобиле, чтобы заявить о своих конструкторских, дизайнерских или технологических возможностях. Ателье GFG, в котором творит династия Джуджаро, представило электрокар Sibylla, сделанный совместно с китайской фирмой Envision Energy. Создатели красиво расписывают концепцию «прекрасной энергии», которая позволит вписать автомобиль в городскую инфраструктуру с умными машинами и умными домами, интеллектуальными системами управления транспортными и энергетическими потоками. Однако очевидно, что главное в экспонате — все же прекрасный фирменный дизайн Джуджаро. Двери в стиле «крыло чайки», трехсекционный стеклянный купол вместо раздельных окон и крыши, отсутствие центральных стоек… словом, художественное творение, а не транспортное средство.
Из этого же разряда и новинка под названием HK GT от ателье Pininfarina и гонконгской фирмы Hybrid Kinetic Group. Спортивное купе с распашными дверями-крыльями, зубастой решеткой радиатора и светодиодным оскалом выглядит эффектно с любого ракурса. В салоне, который в спокойном ритме передвижения подсвечивается умиротворяющим голубым, а в гоночном — красным цветом, уже не осталось никаких аналоговых приборов. В презентационных выкладках полноприводное купе HK GT с четырьмя электромоторами суммарной мощностью 1088 л.с. разгоняется с места до сотни за 2,7 секунды, а максимальная скорость электрокара оценивается в 350 км/ч. Комплект батарей емкостью 38 кВт/ч обеспечивает автомобилю 160 км пути в полностью электрическом режиме. За счет встроенного микротурбогенератора пробег можно увеличить до 993 км.
Беда лишь в том, что эти выкладки с огромной степенью вероятности так и останутся на бумаге. Можно смело спорить на шляпу, что никаких серийных перспектив нет и у восточного чуда под названием LVCHI Venere, представляющего собой четырехместный премиум-седан с карбоновым шасси. Здесь также впечатляющая мощность электрических двигателей в 1005 л.с. и совершенно умопомрачительный разгон с нуля до 100 км/ч за 2,5 секунды. И никакой информации о том, кто же возьмется поставить это чудо на конвейер. К слову, в гонке за предельными цифрами в графах мощности и скорости всех обставила хорватская фирма Rimac со своей, уже второй моделью электрического гиперкара Rimac C Two, запас хода которого равен 644 км, а мощность силовой установки в пересчете на привычные единицы составляет астрономические 1888 л.с. Разгон до 100 км/ч у монстра с Адриатики занимает всего 1,85 секунды, а его максимальная скорость составляет 415 км/ч. Сравните с разработкой классика спортивного автомобилестроения: Mission E Cross Turismo от Porsche разгоняется до сотни за 3,5 секунды, а макимальная скорость ограничена 250 км/ч.
На лицо ужасные
Здоровые сомнения в возможной реализации целого ряда проектов порождает один только их внешний вид. Под несуразно большие 26-дюймовые колеса концептуального электрокара Icona Nucleus нужно будет создавать отдельную сеть шиномонтажных мастерских. Что будет делать владелец с автомобилем, если колесо пробьет где-то вдали от такой сетевой мастерской, остается только гадать. Впрочем, может статься, что ехать Nucleus никуда и не придется, поскольку в объекте длиной 5,25 м и высотой более 2 м нет ни руля, ни педалей, зато наличествуют кресла и столик, легко трансформируемый в диван. Неслучайно в презентации компании Icona особый упор делается на планы производства «бескомпромиссных гостиных на колесах».
Вообще, в представлении целого ряда компаний электрификация транспорта приведет не просто к вытеснению двигателей внутреннего сгорания, а к революционной перестройке транспорта как такового. Другими словами, автомобиль перестанет быть как роскошью, так и средством передвижения в чистом виде, а превратится в инструмент, высвобождающий дополнительные ресурсы времени.
В фантазиях на эту тему Франку Риндеркнехту нет равных. По традиции он каждый год с друзьями привозит в Женеву какую-нибудь удивительную машинку. Этой традиции уже 40 лет. Rinspeed Snap — юбилейная модель, в которой прожект швейцарского мечтателя оказывается значительно смелее существующих трендов и авангардных проектов. Судите сами: предназначенный для служб каршеринга Snap — беспилотный электрокар, который способен самостоятельно рассчитать оптимальный маршрут и безопасно доставить вас в нужную точку, взаимодействуя с другими беспилотниками и дорожной инфраструктурой, а также предупреждая окружающих о ситуации на дороге с помощью внешних экранов. Запас хода в городских условиях — 100 км. Изюминка Snap, однако, не в том, что это продвинутый гаджет на колесах, в котором у каждого из четырех пассажиров своя развлекательная система. Snap — это модель с раздельными платформой и капсулой. Подвижная платформа с батареями, электромотором и программами управления является своего рода софтом, который можно легко поменять и апгрейдить. Тогда как более долговечную капсулу можно использовать даже на стационарной основе. В виде торговой точки, например. Другими словами, Snap будет делать бизнес, пока софт сам съездит на замену или модернизацию.
К схожим по задумке беспилотникам и каршеринговым электрокарам, хотя и обладающим своеобразным дизайном, относятся и такие выставочные образцы, как Renault EZ-GO и Audi Pop.Up Next. Первый в грядущие когда-нибудь годы станет конкурентом общественному транспорту. Автономный EZ-GO можно будет заказывать через приложение для смартфона и использовать совместно с группой попутчиков. Pop.Up рассматривается как более «интимный» вид каршерингового транспорта: его капсула рассчитана на двух пассажиров. Но уникальность этой беспилотной модели в том, что она может крепиться как к колесной платформе, так и к квадрокоптеру.
Оплата по электросчетчику
На фоне подобных смелых экспериментов электромобили с осязаемыми перспективами выглядят если не скучно, то достаточно буднично. Renault Zoe уже несколько лет подряд является самым продаваемым электрокаром Европы. И в Женеве в этом году был представлен обновленный вариант с двигателем 80 кВт, который обеспечивает лучшее на целых две секунды ускорение. Как будто само собой разумеющееся был воспринят и факт начала продаж этим летом компактного кроссовера Hyundai Kona, который предлагается в двух вариантах исполнения — с запасом хода в 300 км на один заряд батареи и увеличенным до 470 км радиусом действия.
Электрический кроссовер Jaguar I-PACE российские ценители зеленой энергии вправе заказывать уже сейчас. Оснащенный литий-ионной батареей с емкостью 90 кВт/ч, I-PACE обладает запасом хода до 480 км. Примечательно, что после цикла жестких испытаний производитель гарантирует жизнеспособность новинки даже в Сибири. Воплощая знаменитый лозунг Grace, Space, Pace, этот автомобиль действительно и грациозен, и быстр, и вместителен. Суммарной мощи 400 л.с. синхронизированных электромоторов пятиместному полноприводному кроссоверу хватает, чтобы разгоняться как спорткар: до 100 км/ч всего за 4,8 секунды. Кстати, уже через два года каждый Jaguar должен иметь версию модели с электрическим приводом. Схожие планы и у концерна Volkswagen, выделившего электрокары в отдельную производственную линейку. В 2020 году концерн намерен запустить на конвейер как минимум четыре модели с электрическим приводом: хэтчбек, седан, микроавтобус и кроссовер. Для производства электрокаров VW намерен задействовать 16 заводов в различных частях земного шара.
Продажи конкурента I-PACE — Audi e-tron — уже не за горами. В Женеве покататься на одном из 250 электрических кроссоверов Audi, курсировавших в окрестностях ПалЭкспо и накрутивших за несколько дней более 5 млн км, мог любой желающий. Вероятнее всего, серийный образец с запасом хода до 500 км будет представлен уже этой осенью на выставке во Франкфурте. О начале приема заказов на двухдверное купе с силовой установкой Electric Performance Hybrid мощностью 600 л. с. своего нового бренда Polestar в Женеве объявила также Volvo Car Group. Планы по выпуску у производителя — 500 автомобилей в год. Автомобили Polestar будут доступны по подписке, которую можно оформить на два или на три года.