Как развлечение стало работой
На российских дорогах пикапов — не более 1% от всех зарегистрированных автомобилей. Однако спрос на этот тип машин уже много лет стабильно растет и никакие кризисы на него не влияют. Пикап — нишевый продукт со своей узкой целевой аудиторией, но дилеры говорят, что с каждым годом к их традиционным покупателям — охотникам и рыболовам — прибавляется все больше корпоративных клиентов.
Рост и падение
Российские автоэксперты и журналисты, пишущие об авторынке, единодушны: в последние два года пикапами стали интересоваться корпоративные покупатели. Маневренные, проходимые, приспособленные для большого объема груза — пожалуй, долго придется перечислять направления бизнеса, где нужен такой автомобиль. Добавьте к этому то, что за рулем может сидеть водитель с правами категории В (ни один из представленных на нашем рынке пикапов не выбивается за легковые нормативы). В числе самых популярных у россиян пикапов — японские Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, немецкий Volkswagen Amarok, китайские Foton Tunland и Dongfeng P16. Каждая из этих моделей обладает наиболее приемлемым соотношением цены и качества.
Самым продаваемым по итогам первого квартала 2018 года оказался Mitsubishi L200 (на российском рынке с 2007 года), он занял первое место по продажам среди пикапов с долей более 39% от всех продаж сегмента. В январе–марте текущего года было продано 1074 автомобиля против 125 за тот же период 2017 года, то есть рост продаж — более чем в восемь раз. В марте пикап L200 занял 15% от общего объема продаж Mitsubishi в России и более половины от общего количества проданных пикапов в России (778 единиц). L200 постоянно конкурирует за пальму первенства с другим японским пикапом — Toyota Hilux, продажи которого, например в 2016 году, также стремительно росли — на 72%. Не менее популярен в нашей стране и среднеразмерный VW Amarok. За 2016–2017 годы было продано 6430 этих автомобилей. «Наши пикапы на российском рынке оказались очень востребованны, поначалу срок поставки мог достигать года, иногда и больше, но клиенты готовы были ждать и продолжали заказывать, —вспоминают сотрудники «Фольксваген Груп Рус». Правда, в этом году цены на эту модель поднимались уже дважды.
Впрочем, не все выдержали испытания экономическими сложностями. Пока у одних марок продажи пикапов росли, у других они падали. В 2016–2017 годах с российского рынка ушли Nissan Navara, Nissan NP300, Ford Ranger, Great Wall Wingle, Ssang Yong Action Sports, Land Rover Defender и Mazda BT50.
Своя ниша
Традиционно страной пикапов считаются США, где в 1960-х годах и появились легковые автомобили с открытой грузовой платформой и где на них приходится более половины продаж всех автомобилей. Поначалу пикапы были востребованы только фермерами, но со временем завоевали сердца и прочих американцев — частных домовладельцев, живущих в пригородах, для многих в Америке они и сегодня остаются доступным и практичным автомобилем на каждый день.
В Европе они тоже не пользуются большим спросом, хотя там этот сегмент составляет около 6% (против, напомним, 1% в России), в основном на пикапах колесят владельцы частных загородных домов, резиденций, небольших приусадебных хозяйств, фермеры, владельцы лошадей, моторных лодок и малой авиации.
В России пикапы всегда были нишевым продуктом. На эту машину часто смотрели как на причуду состоятельных бизнесменов, покупающих ее исключительно для выездов на охоту или рыбалку, как на второй автомобиль в семье для тех, кто живет за городом, ну и для помешанных на приключениях немногочисленных поклонниках путешествий по стране. Обобщенный портрет владельца пикапа таков: мужчина 30–55 лет с активной жизненной позицией, путешественник, предприниматель, семейный человек, живущий за городом.
Впрочем, структура российских потребителей пикапов постепенно меняется. Так, успешные продажи пикапа Mitsubishi L200 в этом году, по мнению представителей ООО «ММС Рус» в том числе обусловлены спросом на эту модель со стороны организаций. L200 — одна из трех моделей Mitsubishi в России, участвующих в программе корпоративных продаж. За первый квартал 2018 года 45% корпоративных продаж пришлось на данную модель, в марте показатель составил 70%. Скачок действительно фантастический: до этого года за все время продаж L200 на российском рынке было реализовано 1642 автомобиля, а только за три месяца текущего года — уже 1074. «На наш взгляд, сегмент пикапов в России имеет потенциал для развития... Компания готова и дальше предлагать качественный продукт на привлекательных условиях», — отметил Наоя Накамура, президент и главный управляющий директор компании ООО «ММС Рус».
«Каждый третий автомобиль VW Amarok в 2016–2017 годах был куплен в России юридическим лицом, значит, они приобретаются для коммерческих нужд. Наши машины работают в обслуживании дорожного движения (ЦОДД) помогают обслуживать лесозаготовительную технику, малую авиацию и любые другие производства в труднодоступных местах», — рассказали в пресс-службе «Фольксваген Груп Рус». Словом, пикап в России больше, чем пикап. Эта машина — хорошая рабочая лошадка, которую эксплуатируют российские компании разного профиля.