Скоро не беда
Федеральному центру предложили построить высокоскоростную железнодорожную магистраль от Краснодара до Грозного. Такой проект обойдется Москве как минимум в триллион рублей. Татарстан предлагает другой вариант, почти вдвое дешевле: продлить ВСМ Москва–Казань до Набережных Челнов. Строительство приоритетной магистрали из столицы в Татарстан пока даже не началось, а в числе плановых значатся проекты, задуманные еще больше 10 лет назад. Почему регионам со своими новыми идеями придется постоять в очереди как минимум столько же, читайте в материале портала iz.ru.
Каждому по магистрали
Инициатива о включении строительства Транскавказской высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в стратегию пространственного развития прозвучала в Чечне, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники во вторник, 26 июня. Проект ВСМ предлагается совместить с выделенными высокоскоростными линиями Москва–Адлер и Ставрополь–Невинномысск–Минводы. По оценкам издания, стоимость магистрали может превысить 1 трлн рублей.
В Минтрансе, Минэкономразвития и РЖД получили обращение, однако еще не выработали позицию. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подтвердил журналистам , что возможность строительства ВСМ обсуждалась, однако какого-либо решения не принималось. «Подобных перспективных проектов, визионерских проектов очень много на столе, — подчеркнул официальный представитель Кремля. — Какие из них окажутся рентабельными, реализуемыми, может показать только очень детальная проработка в соответствующих ведомствах».
В тот же день, 26 июня, замминистра транспорта Татарстана Айрат Усманов заговорил о другом перспективном проекте ВСМ. По словам регионального чиновника, власти республики намерены поднять вопрос о продлении запланированной магистрали Москва–Казань, которая в перспективе может быть соединена с Пекином, до Набережных Челнов. На то, чтобы продлить ветку до станции Тихоново, потребуется порядка 400 млрд рублей, отметил Усманов и добавил, что Казань надеется на участие частных инвесторов в проекте.
Семь раз отмерь
До 1 октября федеральное правительство должно разработать и утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Такое поручение прописано в президентском указе, обнародованном на сайте Кремля 7 мая.
В плане должно быть прописано, в частности, как будут развиваться транспортные коридоры «Запад–Восток» и «Север–Юг» в шестилетней перспективе, как сократить время перевозки контейнеров по железной дороге, а также как увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,5 раза. Одна из приоритетных задач — связать региональные центры транспортной инфраструктурой, в том числе железнодорожной, чтобы избавиться от препятствий для экономического роста. Один из способов «повышения уровня экономической связанности территории РФ» — «создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами», говорится в майских указах.
Еще в 2008 году кабмин утвердил Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Тогда в ней значилось строительство «магистрали Санкт-Петербург — Москва, Москва — Нижний Новгород, Москва–Смоленск–Красное». По данным АО «Скоростные магистрали» (РЖД), программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ до 2030 года включает 20 проектов. Если они будут воплощены в реальность, в России появится свыше 50 скоростных маршрутов, охватывающих в общей сложности более 7 тыс. км дорог. Основные проекты, по данным РЖД, это ВСМ Москва–Казань–Екатеринбург», Москва–Петербург, а также Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. Приоритетным несколько лет назад был утвержден проект магистрали, связывающей столицу с Татарстаном, реализация остальных была отложена.
«Задача создания этих ВСМ — модернизация опорного каркаса сети железных дорог РФ и приведение его в соответствие с сегодняшним и будущим спросом на пассажирские и грузовые перевозки», — отмечают в компании.
Поменяли точку старта
Первый этап реализации программы РЖД, расписанный на 2015–2020 годы, помимо высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань включает в себя еще две ВСМ: Москва–Тула (впоследствии должна стать участком линии от столицы до Адлера) и Екатеринбург–Челябинск.
Строительство первой длиной в 194 км обойдется в 363 млрд рублей. Меморандум о возведении ВСМ на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) летом прошлого года подписали губернатор Тульской области Алексей Дюмин и президент РЖД Олег Белозеров. С введением магистрали путь от Москвы до Тулы сократится до одного часа. Когда начнется строительство ВСМ, неизвестно.
14 мая этого года председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что подписал распоряжение о строительстве магистрали Екатеринбург–Челябинск, которая позволит сократить расстояние между городами с пяти часов до 1 часа 10 минут. Проект включили в стратегию пространственного развития, которую глава государства поручил сформировать до октября. В будущем уральскую магистраль планируется интегрировать в общероссийскую сеть, подчеркнул премьер-министр.
По информации правительства Челябинской области, завершить работы по плану должны к 2024 году. «Мы планируем в 2019–2020 годах выполнить проектирование и в 2021–2024 годах построить магистраль», — заявил замгубернатора региона Руслан Гаттаров. Власти Свердловской области подчеркнули, что строительство ВСМ играет особую роль «в свете заявки Екатеринбурга на Всемирную универсальную выставку» (ЭКСПО-2025, решение будет озвучено международной комиссией в ноябре. — Прим. iz.ru). Официальных данных о стоимости уральской магистрали пока нет. Предварительно объем капитальных затрат региональные власти оценивали в 165 млрд рублей.
Пункт назначения
После того как Владимир Путин пять лет назад на ПМЭФ объявил о создании ВСМ Москва–Казань, этот проект считался приоритетным. В январе «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что расклад может измениться. В первую очередь РЖД может взяться не за отрезок ВСМ на линии Москва–Владимир, а как раз за проект магистрали Екатеринбург–Челябинск, который впоследствии войдет в проект Москва–Пекин. По данным газеты, в заявке общая стоимость уральской магистрали оценивалась в 360 млрд рублей, что меньше суммы затрат на дорогу из столицы во Владимир — 459,5 млрд.
Однако 1 июня губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила, что строительство участка ВСМ Москва–Казань в регионе начнется уже в этом году. После ее запуска расстояние от столицы до Владимира можно будет преодолеть меньше чем за час (сейчас на самом быстром поезде путь занимает 1 час 40 минут).
Протяженность высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань, строительство которой разбито по участкам, составит 790 км. Она пройдет по территориям семи субъектов: Москвы, Подмосковья, Владимирской и Нижегородской областей, а также Чувашии, Марий Эл и Татарстану. От стартовой точки до конечной, Казани, путь составит 3,5 часа вместо нынешних 14. В конце мая первый замгендиректора РЖД Александр Мишарин заявил, что строительство магистрали обойдется в 1,6 трлн рублей — несколькими месяцами ранее называлась сумма в 1 трлн 260 млрд. Есть возможность, что государство может предоставить грант в 700 млрд рублей, отмечал он.
Москва–Казань, запуск которой намечен на 2023 год, лишь начало. Потом этот путь должен стать частью ВСМ «Евразия», которая соединит Европу с Китаем. Ее стоимость оценивается в 7 трлн рублей. Ранее сообщалось, что КНР заявляла о готовности выдать кредит на 400 млрд рублей для реализации проекта. Консорциум «Немецкая инициатива» выступал с инициативой выделить порядка €2,7 млрд. Работы, как заявляли в РЖД, могут закончиться в 2026 году.