Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

В России хотят заново разработать навигаторы

В НП «ГЛОНАСС» считают, что страна теряет компетенции в области производства навигационных микросхем
0
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

НП «ГЛОНАСС» и правительственная рабочая группа НТИ «Автонет» готовят проект дизайн-центра, который займется разработкой отечественного навигационного оборудования. Об этом «Известиям» сообщили в НП «ГЛОНАСС». В компании, заявляют, что Россия теряет компетенции в области производства навигационных чипов. С этой позицией не согласны представители отечественных радиозаводов. В НП «ГЛОНАСС» оценивают первичные инвестиции в проект в 3 млрд рублей. Эксперты убеждены, что рынок навигационного оборудования уже давно сложился, поэтому эффект от инвестиций не является очевидным. 

Создание международного дизайн-центра по разработке навигационного оборудования входит в «дорожную карту» межведомственной правительственной рабочей группы НТИ «Автонет» по развитию производства и внедрения в России электромобилей и беспилотного транспорта, сообщили «Известиям» в пресс-службе «Автонета». Курирует и продвигает этот проект федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС».

— Проект предполагает разработку линейки навигационных приемников, которые могут заменить аналогичное импортное оборудование в бортовых телематических и навигационных устройствах, таких как ЭРА-ГЛОНАСС, аппаратуре спутниковой навигации, бортовых устройствах систем взимания платы и многом другом. Новые чипсеты позволят добиться полного технологического и навигационного суверенитета России, обеспечивающегося российской спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Создание нового поколения приемников может занять 1,5–2 года, — рассказал «Известиям» директор службы технического регулирования НП «ГЛОНАСС» Роман Малкин.

В НП «ГЛОНАСС» отмечают, что на первых этапах проект может быть реализован в качестве НИОКРа, но через 2–3 года он может быть выведен на окупаемость. Требуемые инвестиции оцениваются в 3 млрд рублей. 

При этом само НП «ГЛОНАСС», оставаясь куратором, не хочет выступать в роли непосредственного исполнителя (НИОКР и создания дизайн-центра). Исполнитель не определен, идет поиск технологического и финансовых партнеров, отмечают в пресс-службе компании. В числе партнеров рассматриваются китайские и индийские компании. В НП «ГЛОНАСС» обращают внимание на то, что сейчас в аппаратуре ЭРА-ГЛОНАСС (российская система экстренного реагирования на ДТП) навигационный чипсет, который ловит сигнал спутника, является импортным.

По данным НП «ГЛОНАСС», «дальнейшая потеря рынка может привести к утрате компетенций отечественных производителей в части разработки конкурентоспособных навигационных приемников современного уровня».

— Сейчас отечественные приемники имеют устаревшие технологические характеристики, размеры, точность и неконкурентоспособную цену. При этом приемники необходимо было развивать и совершенствовать. Рынок начал стагнировать и падать. В 2018 году у российских разработчиков фактически остались единицы процентов, — считает Роман Малкин из НП «ГЛОНАСС».

В компании АО «Ижевский радиозавод» (ИРЗ) не согласны с заявлением НП «ГЛОНАСС» об отсутствии либо потере компетенций России в изготовлении спутникового навигационного оборудования, в том числе чипов.

— ИРЗ изготавливает навигационное оборудование различного назначения: навигационные приемники и модули для определения текущих координат (широты, долготы, высоты, вектора путевой скорости) по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и других диапазонов и комплексные решения на их основе. К примеру, ориентируясь на потребности клиентов, предприятие разрабатывает решения для контроля передвижения мобильных объектов на железнодорожном и иных видах транспорта, — пояснила «Известиям» официальный представитель ИРЗ Елена Филатова.

Аппаратуру для ЭРА-ГЛОНАСС в России изготавливают также компании «Итэлма» и «Форте Телеком», однако на запрос «Известий» они не ответили. Минпромторг также не ответил на запрос редакции.

— У России был шанс наладить производство навигационных чипов 9–10 лет назад, когда рынок только формировался, но этого не было сделано — и, что называется, окно возможностей закрылось. Рынок уже сформирован, все игроки определены, в этой ситуации нам важнее иметь ключевого партнера — такого как Китай, например. По поводу массовых навигационных продуктов никаких санкций нет, — убежден член экспертного совета при правительстве Андрей Ионин. — Если всё это будет не за государственные деньги — пожалуйста, а иначе — это просто бессмысленная трата денег.

По мнению эксперта, сейчас гораздо важнее вести разработки в сфере микроэлектроники для военной и космической сфер производства. 

— Навигационные чипы на сегодняшний момент — это простейшие элементы электроники, которые наша страна в состоянии воспроизвести в нужном объеме сама в течение полугода в случае расширения санкций, — отметил автомобильный эксперт Сергей Иванов.

По его словам, это технологии прошлого века, которые давно известны. При этом чипы очень дешевы по сравнению с общей стоимостью навигатора и с их импортом проблем нет, подчеркнул он.

 

Читайте также
Прямой эфир