Крымский мост действует. И с каждым днем становится очевиднее, что этот мост — не просто важный инфраструктурный объект, позволивший миллионам людей сократить время на преодоление Керченского пролива. Это событие цивилизационного масштаба, символ мощи государства, символ его неделимости. Стройка если не века, то десятилетия, говорящая нам о потенциале возможностей, которые есть у России. Но именно сейчас встает вопрос о смыслах и ценностях, которые стоят за этой стройкой. Что соединяет мост? Что он символизирует кроме территориальной целостности?
Очевидно, что для всей России Крым после 2014 года стал символом нашего не только политического, но и культурного, цивилизационного суверенитета. Это святая русская земля. Осознание этой истины заставляло крымчан так голосовать на референдуме, а нас так радоваться воссоединению. Святая земля — это априори земля красоты. Здесь всё должно быть одновременно пронизано и великой историей, и сегодняшним счастливым жизнетворчеством. Каждое поколение, чувствующее связь с «гением места», должно вносить свой вклад, умножать красоту. Материальную и нематериальную.
Думаю, этот закон знали и люди древнего мира, которые строили целые города, посвященные историческим событиям, например победе в войне или рождению наследника, и люди недавнего по историческим меркам прошлого. В середине XIX века египетские власти и транснациональные, как сегодня бы выразились, корпорации отметили окончание строительства Суэцкого канала, заказав оперу самому модному композитору. Так родилась «Аида» Джузеппе Верди. Получается, что рождению великой оперы мы обязаны корпоративному празднику.
Великие победы и знаковые поражения всегда сопровождались песнями или поэмами. Кто знает, что важнее для истории: неудачный поход князя Игоря на половцев в XII веке или появление «Слова о полку Игореве», а через 800 лет и оперы Бородина. Готовы ли мы сегодня говорить не только о технологической продвинутости, но и о красоте? Не только об историческом событии, но и эстетическом, символическом богатстве? Какова сегодня культурная повестка крымской земли?
Оговорюсь сразу, что речь не про общенациональные бренды, как Артек, форум Таврида, Херсонес, тот же Крымский мост. Хочется понять, что может сегодня рождать местный креативный дух. Крым должен осмыслить, проявить свой символический ресурс, свой символический капитал, создать свой образ будущего, образ мечты. Нужно определиться: либо мы строим «советский заповедник», апеллируем к затратно-хозяйственному отношению к культурной отрасли, к отремонтированным крышам и библиотекам (что, конечно, важно, но недостаточно), либо проектируем прорыв, запускаем волну, ведущую к расцвету творчества, к формированию среды, которая будет растить новых Волошиных, Коровиных, Гринов и Айвазовских.
Такие механизмы есть, необходимо лишь правильно их запустить. В федеральной целевой программе заложены средства на запуск творческого кластера Республики Крым. Тема творческих кластеров очень перспективна, особенно в контексте создания в регионах многофункциональных культурно-образовательных центров. Здесь у Крыма может появиться очевидное преимущество — в отличие от других территорий проект творческого кластера уже существует: корпорация развития Крыма инициировала в прошлом году разработку концепции «Культурной здравницы «Коктебель-парк».
Интересные процессы запускаются в Севастопольском университете, где создан центр «Урботех», который занимается территориальным развитием, образованием, конкретным проектированием ключевых городских пространств — таких как Артиллерийская бухта. Огромная перспектива, на мой взгляд, у идеи творческих резиденций. Если для туристического рынка актуальны понятия «высокий» и «низкий сезон», то для творческого процесса, для образовательных практик осень и зима — прекрасное время.
Художника ничего не отвлекает, он вправе рассчитывать на вдохновение, плоды которого можно пожинать позже. В «низкий» сезон огромное количество отелей, санаториев в Крыму простаивает, но многие художники, оказавшись там, уверен, смогут найти свою прелесть. Надо только разумно организовать услугу, найти правильный ракурс, создать комфортное пространство, решить проблемы логистики. Всё это приведет к возникновению уникальной живой творческой среды, которая так нужна сегодня Крыму.
Пришло время, когда Крым должен создать новую культурную повестку. Кредит, который был связан со сложностями переходного периода, с проблемами энергетики, воды, транспорта, имущественных документов, скоро будет исчерпан. Нынешний политический цикл требует новой культурной политики, новой глубины, нового осмысления. И Крым, безусловно, от этого выиграет. Это очень нужно и региону, и стране.
Автор — продюсер, режиссер, председатель Русского художественного союза
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции