Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

В пользу бедных

Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин — о донастройке налоговой системы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Налоговую систему, которая сложилась в России за последние 25 лет, вряд ли получится легко донастроить. Чтобы превратить ее в комфортную и для предприятий, и для государства, потребуется внести много изменений. И некоторые из них окажутся фундаментальными.

Во-первых, было бы правильным — и это делается в очень многих странах — освободить от НДФЛ бедных. Например, обнулить ставку для тех, кто получает меньше двух прожиточных минимумов в месяц (это около 20 тыс. рублей). Разумеется, конкретные цифры здесь можно и нужно обсуждать. Но важен сам принцип.

При этом нужно понимать, что деньги, «упущенные» в связи с отменой налога на доходы малообеспеченных людей, всё равно останутся в нашей экономике. Им некуда деться. Они так или иначе поступят в бюджет через косвенные налоги: в цене каждого продукта и услуги есть НДС, который платит потребитель, есть налог на недвижимость и еще целый ряд налогов и сборов. Но все доходы бедных слоев населения рано или поздно будут потрачены на розничном рынке. В итоге заметно вырастет покупательский спрос и товарооборот.

Во-вторых, следует существенно пересмотреть все, что связано с НДС. Возможно, ликвидировать все — подчеркиваю, все без исключений — льготы, которых уже накопилось сотни, и принять единую ставку. Допустим, в 12%. Может быть, ее стоит распространить на всё, кроме отдельных видов социально значимой продукции. Можно посмотреть на европейский опыт. Сегодня там базовая ставка составляет 21%. При этом каждая страна Европейского союза имеет право определить перечень товаров (обычно это не более 15–20 наименований), на которые распространяется пониженный НДС. Например, в Голландии НДС в размере 6% установлен для цветов, которые там считаются товаром первой необходимости, то есть важнейшим товаром для экономики страны. Расчеты показывают, что при единой ставке НДС в 12%, нормальном администрировании и правильной налоговой базе можно собирать в бюджет  больше денег, чем при действующих 18%.

Еще одна головная боль — фискальная нагрузка на наемный труд. Страховые взносы во внебюджетные фонды формально не считаются у нас налогами, но, по сути, все воспринимают их именно как налог. У нас есть три фонда: пенсионный, социального и медицинского страхования. В них работодатель перечисляет значительную часть своих общих затрат на наемный труд. Через эти фонды деньги, по сути, проходят транзитом на выплаты населению. С огромными дополнительными субсидиями из федерального бюджета. Можно было бы ликвидировать все лишние фонды с огромным количеством администраторов и вместо этой усложненной системы просто вернуть единый социальный налог.

Идею об объединении трех фондов уже высказывала вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, еще когда была главой Счетной палаты. Какой смысл держать три фонда, если они никак не наращивают эти средства, а лишь распределяют их на выплаты? Фонды нужны, если они умеют деньги не просто хранить, но и приумножать.

О реальной налоговой нагрузке можно судить так. Возьмем сумму, уходящую в бюджет с каждого рубля. Получится около 62 копеек: НДС (18%), НДФЛ (13%), страховые взносы в три фонда (30%). А ведь, помимо этих налогов, есть еще налог на имущество, транспортный налог и различные пошлины, которые так или иначе уплачивает население.

Далее. Проблема самозанятых граждан и их неучтенных доходов едва ли имеет такое значение, какое ей пытаются придать. Их простой вывод из тени вряд ли приведет к каким-либо значимым структурным перестройкам экономики. Пока самозанятые граждане остаются «на земле», в пределах отечественного рынка, с каждого оборота их доходов государству достается определенная часть. Наконец, давайте скажем честно: даже если таких граждан много, то денег у них мало. Одно администрирование налогообложения этих копеечных доходов обойдется государству в несоразмерные суммы. В связи с этим не очень понятен тот азарт, с которым всех самозанятых пытаются во что бы то ни стало обложить хоть какими-то налогами.

В развитых странах эту категорию населения, наоборот, не облагают налогами вообще. Как правило, самозанятое население зарабатывает не самые большие деньги и никуда их не выводит — тем более какими-то криминальными путями.

Наконец, во всем мире государство, как правило, не рассматривает малый бизнес с фискальной точки зрения. Основная его функция — главным образом социальная. Контролируется, прежде всего, вывод капитала в потребление или его вывоз за пределы страны. До тех пор, пока деньги находятся в обороте внутри страны, они работают на экономику через поддержание спроса и косвенные налоги. Только при вывозе за рубеж, за пределы отечественной экономической системы — безразлично, для потребления или инвестирования возникают реальные потери. И отслеживать нужно именно эти моменты.

 

Читайте также
Прямой эфир