Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пыльная буря «Хамасин» обрушилась на Египет
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
В Москве силовики провели рейды по ночным клубам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Мир
NYP сообщила о разочаровании Белого дома в подходе Уиткоффа к России и Ирану
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп назвал Путина мудрым и хитрым человеком
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Армия
В Курской области нашли телефон украинского боевика с данными по вербовке в ВСУ
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Мир
Келлог заявил о согласии Украины на 22 требования о завершении конфликта с РФ
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате ДТП в Дагестане
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Происшествия
Силы ПВО и средства РЭБ уничтожили дроны в одном из районов Воронежской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Мир
ЕС представит новые торговые предложения переговорщикам США на следующей неделе

Фундаментальная потеря

Режиссер Вадим Абдрашитов — о феномене Киры Муратовой
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ушла из жизни Кира Муратова. Безусловно, это фундаментальная потеря для отечественного кинематографа. Когда уходят такие люди, то особенно отчетливо понимаешь проблемы авторского кино — как остро мы нуждаемся в нем, как его не хватает сегодня.

Сейчас у нас в стране (и не только у нас — это общая тенденция) взращивается продюсерское кино, когда автор-режиссер находится в подчиненном положении. А когда-то снималось кино режиссерское. И кинематограф Киры Муратовой был именно такой.

Я считаю настоящими шедеврами многие ее фильмы. «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким — снят в 1967 году, но до широкого зрителя дошел только в 1987-м. «Долгие проводы» — до сих пор помню закрытый просмотр на Одесской киностудии в 1971 году, когда уже было известно, что начальство картину не приняло. Она также вышла на экраны в 1987-м. Тогда же в перестроечные времена большим событием стала ее замечательная работа «Астенический синдром» (1989).

Пользовалось (пользуется) ли это кино массовой популярностью? Нет. Есть традиционное деление фильмов на кино авторское и кино массовое, оно же кассовое. Кира Муратова не снимала кино для кассы. Однако нужно понимать, что авторские поиски в кино сродни теоретическим разработкам в фундаментальных науках. Открытия теоретиков, их идеи, находки впоследствии массово используются в прикладных науках или в производстве. В кинематографе происходит ровно то же самое.

Всегда есть впереди идущие, которые разрабатывают, видят и говорят о том, что потом другие режиссеры, работающие, так сказать, для публики, для кассовых сборов, будут только повторять. Это уже произошло с кинематографом Киры Муратовой. Я вижу в современном кино множество подделок под нее. Это даже не примеры влияния — просто использование. Берется и «пережевывается» открытое ею. Это характерно для кинематографа из Восточной Европы в целом, а для нашего и подавно.

Чтобы объяснить, в чем именно состоит феномен Киры Муратовой, необходим отдельный обстоятельный разговор. В двух словах это рассказать невозможно. Можно много говорить о ее абсолютно авангардной драматургии, о ее манере режиссуры, о том, как она удивительно работала с актерами — так, что в итоге они гениально существуют на экране. Это можно разбирать долго.

Если кратко — как настоящий художник Кира Муратова в своих фильмах говорила о вещах, которые все вроде бы видят и чувствуют. Но в отличие от остальных она делала это глубоко и точно, с ракурса, с которым к этим вещам до нее не подходил никто. И соответственно никто не сможет сделать что-то подобное после.

В минуты таких потерь, как эта, особенно остро понимаешь, что, если в нашем кинематографе не будет поддержан автор, не будет поддержано именно режиссерское кино с его поисками и открытиями, естественный процесс неизбежно прервется и кино как искусство просто перестанет существовать.

Светлая память выдающемуся художнику и нашему коллеге.

Автор — режиссер, народный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир