Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Сила репутации

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — о том, что такое экономика доверия и можно ли добиться высоких темпов роста без нее
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На самом деле, успешная экономика — это всегда экономика доверия. Представьте себе, что такой механизм заключения сделок, как «ударить по рукам», работает в течение многих сотен лет. В деловой среде образуются круги доверия, из которых практически невозможно выпасть. Что грозит тому, кто обманет? Он навсегда выйдет из круга участников рынка. Так работает институт репутации в развитых странах. В нашей стране он пока, к сожалению, еще в зачаточном состоянии. У нас человек, обманувший своих вкладчиков или партнеров, продолжает ходить и улыбаться.  Его никто не делает изгоем, и он сам себя таковым не считает. Отчасти это связано с тем, что люди, которые образуют наш рынок, не всегда физически здесь присутствуют.

Приведу простой пример: одна из стран, где быстро и крайне успешно прижилась капиталистическая модель, — это Нидерланды. Это небольшая страна, где многие друг друга знают. Там количество устных сделок, в которых стороны, что называется, ударили по рукам, до сих пор составляет более половины. Конечно, это простые контракты, которые партнеры могут удержать в голове. 

Еще один необходимый аспект доверия — прозрачность и понятность партнера, кто бы им ни выступал — фирма, человек или государство. Как правило, ты доверяешь, если убежден, что контрагент будет вести себя предсказуемым для тебя образом: что ты можешь прогнозировать, как именно он себя поведет в той или другой ситуации.    

У нас в стране тоже присутствует экономика доверия, правда, весьма своеобразная. Она сильно отличается от того, что в это понятие вкладывают в странах с долгой историей рыночных отношений. 

Советская власть сформировала в гражданах веру в государство, которое не бросит на произвол судьбы, обязательно выплатит какую-нибудь зарплату и когда-нибудь, когда подойдет очередь, бесплатно даст квартиру. 90-е годы смели все механизмы доверия, выстроенные во времена СССР, и люди массово отправились на поиски чуда.

Достаточно вспомнить такого знаменитого персонажа, как Сергей Мавроди. Миллионы людей несли деньги, причем зачастую последние, человеку, о котором ничего не знали, кроме того, что он обещает каким-то чудом вернуть им в несколько раз больше. А когда его посадили, эти же люди устраивали демонстрации, требуя его освобождения. 

Отечественная модель доверия определенно тяготеет к модели «стокгольмского синдрома», когда жертва проникается идеями своего мучителя и начинает его оправдывать. Но сейчас, очевидно, пришло время для ее трансформации в более цивилизованную форму. 

В российской деловой среде всё еще сохраняются элементы экономики переходного периода. Медленному распространению доверия способствуют ошибки, сделанные правительством (по рекомендации высококвалифицированных консультантов из МВФ, Всемирного банка и дружественных тогда к нам западных правительств) на заре российского капитализма. Есть такое понятие: «эффект колеи». 

Подавляющее большинство небольших компаний в России сегодня имеют форму обществ с ограниченной ответственностью — в отличие от неограниченной ответственности владельца небольшого дела в континентальной Европе. Если в Германии малый и средний бизнес несет ответственность за свои действия не только имуществом компании, но и личным имуществом владельцев, то у нас компания просто исчезает, а персона как ни в чем не бывало остается на рынке. 

В попытке сделать общество более открытым, а возможность начать собственное дело — более легкой мы перегнули палку. Еще одна большая наша ошибка — слишком высокая доля анонимности в бизнесе. Третья — повсеместное использование офшорных юрисдикций. И наконец, четвертая — изначально низкие требования к организаторам финансовых институтов: от банков до страховых компаний. Их в свое время мог учредить буквально кто угодно.

Казалось бы, мне, как стороннику либеральных взглядов, странно выступать против. Особенно если вспомнить, как тяжело и мучительно у нас осуществлялся переход от плановой экономики к рынку. Но в итоге мы пришли к тому, что не только обыватели не любят богатых и не доверяют им, но и сами участники рынка мало кому верят и никого не уважают. Институт деловой репутации, мягко говоря, не сложился. 

Работа в условиях недоверия обходится намного дороже. В цену любой сделки заложены транзакционные издержки (расходы на проверку достоверности информации, стоимость банковских гарантий и многое другое), а также риски ее неисполнения, вероятность судебного процесса, а значит, и зарплаты дополнительного штата сотрудников, нужных лишь для обеспечения безопасности сделки. Из-за этого каждая сделка обходится дороже, чем, скажем, в Европе или США. Меньшая, чем в других странах, доля экономических агентов в итоге заключает между собой сделки, товары остаются непроизведенными, услуги — неоказанными. Экономика, лишенная репутационных механизмов, тяготеет к стагнации.

Недоверие предпринимателей друг к другу (и к государству) ведет к неопределенности. Этот фактор бизнесмены всё чаще называют существенным при принятии инвестиционных решений. Таким образом недоверие серьезно сказывается на потенциальном росте ВВП, снижая его. Экономика, которая растет на 1,5% в год, безотносительно санкций и цен на нефть, — это, к сожалению, максимум того, на что можно рассчитывать при таком уровне доверия друг к другу.

Первые шаги по восстановлению доверия в нашей стране уже делаются. Создаются «черные списки» недобросовестных поставщиков услуг: от банков до страховых организаций. Очищение кровеносной системы экономики — кредитной и страховой сферы — это самый важный шаг к восстановлению доверия. 

Второе обязательное условие, которое нам еще предстоит выполнить, — демонтаж той системы потенциальных угроз, в которой живут российские предприниматели. Избыточные полномочия контрольно-надзорных и силовых структур вкупе с их альянсом с судебной системой — это крупнейшее препятствие не только для бизнеса, но и для тех, кто пока размышляет, открывать ли ему собственное дело. 

Третий элемент, нуждающийся в кардинальной перестройке, — это система госзакупок в ее нынешнем виде. С формальной точки зрения она выглядит очень современной, удобной и прозрачной. Но в реальности доля конкуренции в этой сфере крайне невысока, а учитывая масштаб присутствия государства в экономике, сектор госзакупок можно считать системообразующим. От политики ограничения тех, кто своим весом на рынке подавляет конкуренцию, государство должно перейти к политике формирования конкуренции на тех рынках, где ее по факту нет.  Добиться того, чтобы бизнес рассматривал каждое предложение о госзакупке с точки зрения своих возможностей по качеству и цене, а не с точки зрения, «для него» этот конкурс или для кого-то другого.

В майском указе президента формально нет ни первого пункта, ни второго, ни третьего. В нем заложена более масштабная цель — войти в пятерку крупнейших экономик мира. Следует отметить, что не все страны, в настоящее время входящие в топ-5, имеют значительно более высокий уровень доверия в экономике, чем Россия. Китай и Индия не являются чемпионами в этой области, как и мы. Но Россия не имеет сегодня тех драйверов, которые есть у них. Мы можем приблизиться к мировым темпам роста ВВП своим путем — и этот путь — ускоренное формирование в экономике институтов, поддерживающих доверие. Не случайно именно экономике доверия в этому году посвящено главное экономическое событие страны — Санкт-Петербургский форум.

Автор — ректор НИУ «Высшая школа экономики»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир