Продажные создания
Рано или поздно в жизни каждого автовладельца наступает момент, когда пора расставаться со своей «ласточкой». Причин для продажи старого авто может быть много: начиная от «пришло время» и «хочется чего-то нового», заканчивая непростыми жизненными обстоятельствами или даже экстренными ситуациями. Портал iz.ru изучил все возможные аспекты продажи транспортного средства и составил краткое руководство к действию.
Когда в гараже стоит несколько машин и нужно расстаться лишь с одной из них, владелец автопарка подходит к вопросу продажи спокойно и взвешенно, знает цену своего автомобиля и никуда не торопится. Не спешат расстаться с железным конем и те, кто сердцем прикипел к четырехколесному другу. Таких автомобилистов отличают подробные объявления с красивыми фотографиями и четкими указаниями: «Без торга» или «Перекупщикам просьба не звонить». Однако нередко прощаться с любимым авто россиянам приходится со слезами на глазах — подталкивает острая потребность в финансах.
Понятное дело, что ситуации в жизни бывают разные, поэтому возьмем за основу нейтральный и один из самых распространенных вариантов. В наличии имеется среднестатистический автомобиль, который необходимо продать. Пятилетняя иномарка приобреталась пару лет назад у другого владельца, купившего ее в автосалоне. Таким образом, машина уже два года как не на гарантии, обслуживалась у неофициального дилера, есть оригинал паспорта транспортного средства (ПТС), ясная и прослеживаемая история владения и ремонта. Для большей реалистичности представим, что первый владелец покупал автомобиль в кредит, попадал на нем в аварию, не серьезную и не по его вине, однако страховая направила на замену бампера и покраску крыла.
Итак, осознание необходимости и неизбежности продажи есть, решительность присутствует, желание продать машину, которого до этого не возникало, появилось. Сразу же возникают несколько вопросов: за какую цену выставить автомобиль на продажу, как и где это сделать, чтобы не продешевить и не допустить досадных ошибок.
Шаг 1. Сопоставляем желаемое и действительное
Первым делом нужно понять, какие существуют предложения на рынке, определить среднюю цену на аналогичные модели, после чего максимально отстраненно и непредвзято взглянуть на свое авто. Не стоит брать цифру с потолка, в таком случае можно с легкостью продешевить, но и заоблачно завышать стоимость — не результативно. В конечном счете цену всё равно придется снижать.
К повышающим стоимость критериям при продаже можно отнести эксклюзивность модели, отсутствие ДТП, длительный срок владения, особенно если продавец — первый и единственный владелец. Надежности при продаже добавит и заполненная сервисная книжка, в случае, если техническое обслуживание проводил официальный дилер, или сохраненные заказ-наряды на выполненные ремонт и ТО.
Ниже рыночной обычно продаются авто, которые подверглись серьезным доработкам, тюнингу или на их кузов была нанесена аэрография. Любые усовершенствования предыдущего хозяина осуществлялись с учетом его персональных требований, которые новый владелец крайне редко готов оценить по достоинству.
Можно изучить популярные сайты объявлений по продаже и покупке автомобилей, где вы сможете составить представление о порядке цен. Для надежности стоит посоветоваться с механиком в автосервисе, мнению которого вы доверяете. Человек с опытом, скорее всего, знает всё о достоинствах и недостатках конкретной модели и в целом знаком с ситуацией на рынке.
Шаг 2. Выбираем площадку
Итак, когда появилась ясность, сколько может стоить автомобиль, необходимо решить, где и как искать для него нового владельца. Наиболее простым вариантом решения задачи станет покупка специальной наклейки «Продаю», куда можно вписать контактный телефон. Очевидный недостаток такого способа заключается в том, что звонка от заинтересованного лица можно ждать очень долго.
Более рациональный и быстрый — разместить объявление на одной из популярных интернет-площадок. Если же нет уверенности в собственных коммерческих талантах, можно обратиться в салон к официальному дилеру. Разнообразный торговый инструментарий, которым располагают дилерские центры, поможет сэкономить время и нервы. На выбор для владельцев есть программы трейд-ин, договор комиссии, услуги онлайн-аукциона и даже госпрограмма утилизации.
Необходимо понимать, что участие специализированных торговых площадок или агентов существенно снижает количество денежных знаков, которые в итоге достанутся бывшему хозяину. Трейд-ин идеально подходит тем, кто намерен, продав старую машину, сразу же приобрести новую или опасается стать жертвой мошенников. Бывший владелец хоть и не получает на руки реальных денег, но виртуальная сумма идет в зачет стоимости нового автомобиля, за который необходимо доплатить.
Принцип работы данной программы прост:
► владелец приезжает в автосалон на старой машине,
► специалисты проводят диагностику и оценку,
► при наличии суммы, достаточной для покупки нового авто, можно уехать домой уже на нем.
Критерии отбора подержанных машин у каждого салона свои, но все они руководствуются следующими основными принципами: ликвидность модели; возраст не старше 10 лет; отсутствие в истории как серьезных ДТП, так и незначительных аварий (автомобиль должен быть не бит и не крашен). В основном интерес представляют профильные для дилерского центра марки, которым легко вернуть товарный вид при минимальных вложениях, получив при этом максимальную прибыль, или же автомобили в состоянии, близком к идеальному.
Автомобиль должен быть юридически чист, в противном случае любая неточность может стать поводом для отказа в приеме транспортного средства. Раньше дилерские центры просили клиентов самостоятельно снимать автомобили с учета, однако в настоящее время это делать уже необязательно. После проведения проверки автосалон может самостоятельно снять авто с регистрации и оформить в собственность нового владельца.
В случае оформления договора комиссии дилерский центр берет автомобиль под реализацию, то есть владелец получит деньги только после того, как машина найдет себе нового хозяина. Более подробные условия сотрудничества, а также размер комиссионных и срок реализации автомобиля прописаны в договоре комиссии, который заключается между автосалоном и владельцем. Последнему, прежде чем поставить подпись рядом со своей фамилией, стоит предельно внимательно прочитать документ или даже привлечь к этому процессу юриста, чтобы исключить возможные неприятные последствия.
«Договор комиссии отличается тем, что с владельцем оговаривается максимальная и минимальная цена, сроки реализации автомобиля, процент продавцу, но при этом, если понадобится, восстановление, мойка, химчистка и т. д., эти расходы он оплачивает из своего кармана сразу либо обязуется оплатить по факту продажи или окончания срока реализации авто», — рассказал представитель одного из ведущих дилерских центров Москвы Александр Фролов.
Он также уточнил, что хотя владелец транспортного средства фактически снимает с себя головную боль по поиску покупателя, охраняемой парковки и необходимости лично присутствовать и показывать автомобиль, он при этом существенно теряет в итоговой стоимости сделки.
По словам автоэксперта, на сегодняшний день существуют также программы выкупа с последующим ремонтом и продажей автомобиля, в рамках которых дистрибьютор автомобильного бренда за свой счет (частично или полностью) занимается восстановлением и подготовкой машины к продаже.
Самый радикальный способ избавления от авто — сдать его по программе утилизации. Для этого необходимо снять машину с учета в ГИБДД и получить справку о снятии транспортного средства с регистрационного учета. Стоит помнить, что подобный документ сотрудники ГИБДД не выдадут при наличии задолженности перед федеральным бюджетом в виде штрафов, ареста движимого имущества или долгов за неуплаченный транспортный налог. Стоимость автомобиля в таком случае рассчитывается, исходя из его фактического веса, а также материалов, из которых он был изготовлен. Проще говоря, чем больше в машине алюминия и титана, тем выше конечная стоимость.
Очевидными плюсами привлечения дилерских центров к процессу продажи старого автомобиля являются относительная быстрота совершения сделки и отсутствие затруднений при оформлении документов. Среди главных минусов такого способа реализации транспортного средства — меньшая по факту денежная сумма, которую бывший владелец получит на руки. В среднем при продаже через посредника автомобиль теряет от 10% до 25% своей рыночной стоимости.
Наиболее выигрышным способом продажи бывшего в употреблении автомобиля является всё-таки продажа машины по принципу «из рук в руки». Реальный покупатель хоть и попробует поторговаться, но разница будет не такой существенной.
Шаг 3. Составляем объявление
Когда владелец располагает достаточным количеством свободного времени и не хочет терять деньги, стоит попробовать продать автомобиль самостоятельно, разместив объявление в интернете.
Вот несколько ключевых правил успешного объявления:
► максимально подробно укажите базовую информацию о модели (год выпуска, цвет кузова, объем двигателя, тип АКПП, пробег), комплектации (опции и установленное оборудование), а также сообщите цену и контактные данные;
► постарайтесь кратко, но информативно описать историю владения, где обслуживался автомобиль, какие менялись запчасти и тп;
► не обманывайте потенциальных покупателей, напишите правду или вовсе не упоминайте о чем-то неприятном, кроме того, постарайтесь избежать подробностей о причинах продажи, уважайте себя и не пытайтесь давить на жалость;
► добавьте к объявлению подробные и качественные фотографии. Сделайте снимки машины со всех сторон, выбрав наиболее удачный ракурс, сфотографируйте крупным планом колесные арки и пороги, по одной фотографии отведите для подкапотного пространства и багажника. В салоне сделайте несколько снимков общего плана (вид торпедо с заднего ряда сидений, интерьер машины снаружи с открытыми дверями, приборная панель, задние сиденья и потолок);
► немаловажным фактором является и время года: весна — наиболее удачный сезон для продажи авто, а вот покупать машину лучше осенью.
Шаг 4. Готовим автомобиль к продаже
Продавая авто при помощи дилерского центра, тратить время на предпродажную подготовку не стоит, обычно сотрудники автосалона наводят марафет своими силами. Конечно, если машина обладает совсем уж непрезентабельным видом, как внутри, так и снаружи, то заглянуть на мойку всё-таки придется. Когда же хозяин планирует продавать авто самостоятельно, придать машине дополнительный лоск будет отнюдь не лишним.
Что делать, если на кузове есть незначительные царапины, сколы или вмятины? Мнения автоэкспертов на этот счет немного расходятся. Первые советуют ограничиться полировкой кузова, в первую очередь думая о том, что автомобиль будет продан и необходимости тратить на него лишние деньги — нет. Вторые же настоятельно рекомендуют устранить видимые дефекты кузова и лакокрасочного покрытия, так как видимые изъяны станут подспорьем для снижения цены.
Нет единого стандарта и для подкапотного пространства. По мнению одних, идеальная чистота под капотом — верный признак того, что предыдущий хозяин пытается «смыть» следы гиперактивной эксплуатации, другие категорически против естественного налета копоти, сажи и масляных подтеков. Также не стоит перед продажей менять расходники. Новый владелец после покупки в любом случае поедет на комплексное ТО.
Шаг 5. Общаемся с покупателем и оформляем документы
Итак, объявление опубликовано на одном (а лучше на нескольких) специализированных ресурсах. Если всё сделано правильно, в скором времени начнутся звонки. Отличить заинтересованного покупателя от праздно звонящего довольно просто. Первые обычно сразу же пытаются договориться о времени и месте просмотра, вторые любят задавать массу вопросов.
Владельцу автомобиля необходимо помнить, что всю основную информацию он уже сообщил в объявлении о продаже, поэтому не стоит разводить многочасовые беседы и консультации, а также сообщать какие-либо подробности о графике перемещений по городу, расписании дел и местах жительства и работы.
Договариваться о месте просмотра также следует, исходя из того, где это было бы удобно осуществить именно хозяину авто — неподалеку от офиса или рядом с домом. Все мы — живые люди, кто-то может опоздать, а кто-то поговорить, а потом не приехать на встречу. Что касается времени показа, то лучше выбрать вторую половину дня. В закатных лучах любой автомобиль выглядит выигрышнее, как на фото, так и в живую.
Довольно редко бывает, чтобы у потенциального покупателя была на руках вся сумма, поэтому самым распространенным в Москве является оставление символического залога за машину в размере 5 тыс. рублей. В случае, если покупатель вдруг «потеряется», залог не возвращают.
Также стоит быть готовым к тому, что автомобиль попросят отогнать в сервис на диагностику. Желательно, чтобы станция техобслуживания находилась в непосредственной близости от места просмотра машины и была знакома владельцу авто. Не рекомендуется соглашаться на дальние поездки на другой конец города, где у покупателя работает знакомый автослесарь. В случае острой необходимости они оба могут приехать в удобное для всех время в ближайший сервис.
Когда осмотр машины завершен, претензий и нареканий ни у кого нет и удалось договориться об итоговой цене, наступает последний этап — непосредственно момент продажи, передачи денег и оформления документов. Ни в коем случае хозяину не стоит идти на уступки и уговоры покупателя и соглашаться на продажу автомобиля в рассрочку. Если приобретает машину не близкий родственник, а кто-то из знакомых, друзей или коллег по работе, то существует вероятность остаться и без денег, и без авто, и без этого человека в своем окружении.
C октября 2013 года в России действует административный регламент МВД (приказ МВД № 605), упростивший процедуру продажи автомобиля. Новые правила упразднили транзитные номера, авто продается со старыми государственными регистрационными знаками, с ними же — переходит в собственность нового владельца; разрешили оформление договора купли-продажи ТС (ДКП) в простой письменной форме без обязательного нотариального заверения; а также сделали возможным проводить сделки по продаже машины, не снимая ее с учета в ГИБДД. Прекращать регистрацию, по новым правилам, необходимо только в случае утилизации или при отбытии за границу.
Типовой ДКП можно скачать из интернета, заполнить все необходимые поля, распечатать в трех экземплярах и подписать (дополнительный образец может потом потребоваться покупателю в ГАИ). Кроме договора необходимо также иметь на руках паспорт транспортного средства и удостоверения личности покупателя и продавца, желательно также в виде паспортов. Когда договор подписан, покупатель и продавец обмениваются деньгами и ключами от автомобиля.
На всякий случай как продавцу, так и покупателю стоит сделать копии полного комплекта документов, предоставленного для оформления ДКП. Также рекомендуется проверить подлинность купюр. Сделать это можно при помощи портативного сканера либо обратившись в любой банк. Избежать волокиты с проверкой денежных знаков можно, осуществив банковский перевод с карты на карту либо взяв в аренду банковскую ячейку, тогда за проведением валютной операции будет следить сотрудник кредитной организации.
В заключение — еще один небольшой совет. Обычно на регистрацию авто и постановку на учет по регламенту отводится 10 дней. По истечении двух недель с даты оформления ДКП бывшему владельцу нужно не полениться и доехать до ГИБДД, где своими глазами убедиться в том, что машина за ним больше не числится. В противном случае следует сразу же подать заявление об утилизации автомобиля.