Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Экономика
Минэкономразвития снизило прогноз курса доллара до 94,3 рублей
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
В Госдуме хотят ограничить период сдачи экзамена по русскому языку для мигрантов
Мир
В Минпромторге анонсировали льготы для семей с детьми при оформлении автокредита
Мир
Россельхознадзор проверит производителей бананов в Эквадоре
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Общество
Пациенты с болезнями кожи указали на проблемы с выдачей лекарств в ряде регионов
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Происшествия
ДТП с участием автомобиля и двоих детей на электросамокате произошло в Москве
Общество
В Канске выявили незаконную контрабанду пиломатериалов на 96 млн рублей
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
СМИ сообщили о планах Великобритании нарастить производство оружия

Пушкин золотой середины

Санкт-Петербургский театр им. Андрея Миронова показал в Москве «Маленькие трагедии»
0
Фото: пресс-служба Федерального гастрольного центра
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Бытует мнение, что классику надо ставить так, чтобы она не была похожа сама на себя. Чтобы зритель, смотрящий Пушкина или Достоевского, Островского или Шекспира, не вспоминал о них, а оригинальное заглавие, вынесенное на афишу, воспринимал как досадное недоразумение. Только в этом случае, считают от души самовыразившиеся авторы, классика имеет право считаться актуальной.

Имеется в современном театре (правда, в значительно меньшем объеме) и другая крайность. Если первую характеризует избыток адреналина, то вторую — склонность к нафталину. Иными словами, желание не отступать от вековых традиций.

На этом фоне откровением смотрятся спектакли, авторам которых удалось соблюсти золотую середину: и классика сохранить, и из дня сегодняшнего не выпасть. Одна из таких приятных неожиданностей — «Маленькие трагедии» режиссера Влада Фурмана, привезенные в Москву Санкт-Петербургским театром им. Андрея Миронова в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Пушкинский текст сохранен. Герои узнаваемы. Моцарт остался Моцартом. Дон Жуан — Дон Жуаном. Вальсингам — Вальсингамом. Но это не персонажи своих веков или пушкинского времени, а живые, реальные, современные люди. И формат, выбранный для их представления, соответствует сегодняшним тенденциям. «Дон Жуан», например, становится черной комедией со смертельной дуэлью посредством черешневых косточек и необыкновенно жизнелюбивым заглавным героем (Алексей Морозов). Даже когда гангстеры закатывают его в бадью с цементом (покойный командор, судя по всему, был крупным мафиози), он сохраняет здоровый оптимизм.

«Моцарт и Сальери» обнаруживает признаки абсурдистской драмы. Парики используются как шляпы, «фигляр презренный» оказывается мастером единоборств, Сальери предстает во множестве лиц (посредственностей много, гений один), и вся эта разномастная компания усаживается за тайную вечерю, подливая отравленное вино божественному Моцарту. «Пир во время чумы» прочитан как апокалиптический триллер — с завыванием сирены, оживающими мертвецами и ликвидаторами в спецкостюмах. В то же время духоподъемное «Есть упоение в бою» не декларируется, а поется — задушевно, как на посиделках у костра. И что удивительно — это разнообразие не входит в клинч с пушкинским стихом. Возможно, потому, что преподнесение его во всем интонационном, ритмическом и темповом богатстве исполнители считают своей главной задачей.

Есть в этом разделе безусловный победитель — Евгений Баранов. «Скупой рыцарь» с его участием — театр одного актера. Присутствуют там и другие, достойно поданные персонажи, но волею драматурга именно Скупому подарен протяженный и сложнейший монолог, а артисту — шанс, которым он не замедлил воспользоваться.

Воля режиссера, помимо жанровых трансформаций, проявляется в единственном несовпадении с оригиналом. Вместо лирической канцонетты про Инезилью Лаура читает гостям «Из Пиндемонти»: «Недорого ценю я громкие права...» Далее — по тексту: «А чьи стихи, Лаура? — Дон Жуана». Манифест свободного художника («для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи») присваивают себе и остальные участники «Маленьких трагедий». Финал ознаменован коллективной мелодекламацией этого шедевра и благодарными аплодисментами зрителей, разделивших мнение авторов.

 

Читайте также
Прямой эфир