Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Слову «Евразия» в России в последнее время не везет. С 1990-х годов в общественном сознании россиян оно прочно ассоциируется с бородой Александра Дугина и его диковатыми геополитическими идеями о противостоянии континентальной Евразии воображаемому единому англосаксонскому миру, стремящемуся к доминированию на морях. Упоминание о России как о евразийской державе у многих вызывает саркастическую усмешку: ну да, третий путь, византийство, Азиопа, попытка оправдать многолетнее отставание от передового Запада.

Меж тем сама по себе Евразия — огромный материк, раскинувшийся от Сингапура до Лиссабона, колыбель цивилизаций, включая индийскую, китайскую и европейскую, территория, где родилась одна сверхдержава и рождается сейчас другая, — вряд ли заслуживает такого пренебрежительного отношения. Если XIX век был веком Европы, державы которой распространили свое влияние и власть на весь мир, а XX — веком столкновения Старого Света и Нового, то XXI век, похоже, станет веком Азии. Глобализация, связавшая весь мир воедино, вновь поставила вопрос о том, можно ли говорить о Евразии как о единой общности. О перспективах евразийской интеграции шла речь на II Российско-казахстанском экспертном форуме, организованном клубом «Валдай» и Казахстанским советом по международным отношениям, прошедшем в Астане 10-11 мая. Iz.ru представляет краткое резюме по итогам части докладов.

Этап за этапом

Глобализация Евразии не в новинку. Еще в античные времена Великий Шелковый путь связал Восток с Западом: караваны из китайского Сианя через Среднюю Азию шли к берегам Средиземного моря, везя драгоценный шелк, фарфор и пряности. Кроме сухопутного, существовал и морской маршрут, которым активно пользовались римские купцы: через Красное море к берегам Индии.

Знак границы Европы и Азии на станции Полярный Урал

Фото: РИА Новости/Екатерина Власенко

Упадок Шелкового пути в XV веке в результате череды войн, а затем стремления османов установить над торговлей жесткий контроль, вынудил европейцев искать новый — морской — путь на Восток. Началась эпоха Великих географических открытий. В итоге европейские державы вновь установили связь с восточным побережьем Евразийского материка. XIX век окончательно закрепил положение дел: Запад доминирует, Восток покоряется. Изобретение за изобретением все крепче связывали мир воедино: паровой двигатель позволил судам не зависеть от графика муссонов, а телеграф — мгновенно пересылать информацию на другой край света.

Расклад сил начал кардинально меняться лишь после Второй мировой войны. Колониальные империи в Азии рухнули, а образовавшиеся на их месте независимые государства после череды кровавых войн принялись поднимать экономику. Им хватило всего полвека, чтобы Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия превратились в наиболее бурно развивающийся регион мира. Центр тяжести, на несколько десятилетий  сместился с Запада на Восток, но остался в Евразии.

Китайский вариант

 «Нам нужно улучшать координацию в политической сфере и отказаться от практики грабежа соседей. Это тот урок, который мы извлекли из глобального финансового кризиса, и он остается крайне актуальным для развития мировой экономики и по сей день. Нам нужно искать взаимовыгодный результат, а для этого необходима большая открытость и сотрудничество. Мы должны избегать расколов, воздерживаться от возведения препятствий и отказаться от протекционизма».

Так председатель КНР Си Цзиньпин год назад, в мае 2017 года, описал свое видение основ сотрудничества вдоль «Пояса и пути» — экономического коридора, который, по мнению Пекина, должен связать Евразию сетью транзитных маршрутов, идущих с Востока на Запад по суше и по морю.

Когда проект только задумывался, многие в Европе и странах, по которым должен пройти «Пояс и путь», отнеслись к нему восторженно. И неудивительно: размах китайских планов поражал воображение. Чего стоил только железнодорожный путь Иу-Лондон длиной 12 тыс. км.

Президент Китая Си Цзиньпин выступает на симпозиуме по концепции «Пояса и пути»

Фото: Global Look Press/Xinhua/Lan Hongguang

«Инициатива «Пояса и пути» направлена на то, чтобы связать экономики, сообщества, людей, — восторгалась директор МВФ Кристин Лагард. — Она обладает огромным потенциалом и принесет массу пользы: будет возведена высококачественная инфраструктура, налажено экономическое сотрудничество. МВФ сможет оказать помощь советом, деньгами и необходимыми программами подготовки, чтобы экономики вдоль «Пояса и пути» получили наибольшую выгоду при помощи инвестиций, торговли, финансовых связей, и чтобы при этом сохранялась экономическая и финансовая стабильность».

Однако довольны были далеко не все. Если в Восточной Европе в основном царили радужные настроения — правительства и бизнес ожидали китайских инвестиций, — то в Западной отношение к китайским планам было куда более прохладным. В 2016 году, к примеру, представители ЕС в ВТО проголосовали против предоставления китайской экономике статуса рыночной. Это облегчило бы торговлю, но помешало бы применять серьезные меры против китайской экономической экспансии.

«Так дело не пойдет, — предупреждали европейские экономисты, работавшие с китайцами. — Западноевропейские правительства думают: ну ладно, это же чисто инфраструктурный проект, вот дотянут они его до наших границ — и решим, что делать. Так с китайцами дела вести нельзя. Нужно работать с ними вместе над проектом с самого начала».

Китайский порт Яншань, часть шанхайского порта  – крупнейший грузовой порт в мире

Фото: Global Look Press/ZUMA/Xu Congjun

Сейчас, когда проект наконец обрел зримые черты и активно развивается, эксперты ЕС все чаще с тревогой говорят о нарастании китайского влияния в Восточной Европе. Пекин утверждает, что о политической экспансии и не помышляет: просто инфраструктура восточноевропейских стран, которая должна обеспечить прохождение огромного товаропотока, оказалась недостаточно развитой, и для ее усовершенствования приходится давать восточноевропейцам все больше и больше кредитов. В Брюсселе опасаются, что восточные члены Евросоюза постепенно попадут в зависимость от КНР. Есть и еще одна причина для беспокойства: во время миграционного кризиса обнаружилось, что страны «Вишеградской четверки» (Польша, Венгрия, Словакия и Чехия) понимают европейские ценности по-своему. Поток китайских денег, ослабляющий зависимость Варшавы, Будапешта, Братиславы и Праги от Брюсселя, смягчению противоречий внутри ЕС явно не способствует.

Выгода против страха

Политическое руководство практически всех евразийских стран, через которые должен пройти «Пояс и путь», испытывает смешанные чувства. С одной стороны, китайским инвестициям на данном этапе у большинства просто нет альтернативы. Тем более что КНР, в отличие от западных стран, свои кредиты не обставляет политическими условиями и не требует срочно улучшить права меньшинств или провести демократические выборы с непременным участием оппозиции. С другой — перспектива попасть в экономическую зависимость от Китая многих пугает, особенно в условиях обострений китайско-американских отношений.

Проблема, однако, в том, что на нынешнем этапе только Китай предлагает инфраструктурный проект такого масштаба. Ни у России, ни у Индии, ни у ЕС ничего похожего в планах нет — а значит, остается либо сотрудничать с китайцами, либо остаться на обочине, когда соседи экономически развиваются с китайской помощью.  Второй вариант означает заведомый проигрыш, а значит, вопрос сводится к тому, на каких условиях удастся сторговаться с Китаем.

Но приведет ли экономическая интеграция Евразии к интеграции культурной, социальной, политической? Вряд ли, считают эксперты. «Евразия как единое пространство — это оксюморон, — утверждает Георгий Толорая, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС. — Это конгломерат цивилизаций. Они не похожи на жидкости, которые могут смешаться в одном сосуде, это шестеренки различного размера, вращающиеся с разной скоростью».

Президент Китая Си Цзиньпин пожимает руку премьер-министру Индии Нарендре Моди

Фото: REUTERS/India's Press Information Bureau

Тем не менее, похоже, сейчас эти шестеренки начинают вращаться все более слаженно.  Еще несколько лет назад казалось, что Евразию раздирают конфликты: на западе материка под натиском «арабской весны» рушился один режим за другим, на востоке Китай и его соседи никак не могли поделить острова в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Менее года назад произошел конфликт между Китаем и Индией из-за плато Доклам.

Однако сейчас динамика меняется: волна арабских революций явно окончилась на Сирии и дальше не пойдет, 7 мая премьер КНР Ли Кэцян заявил, что Китай заинтересован в мире, стабильности и свободе навигации в Южно-Китайском море и планирует добиться этого благодаря тесному сотрудничеству со странами АСЕАН, а премьер Индии Нарендра Моди и вовсе провозгласил пять новых принципов сотрудничества между Нью-Дели и Пекином, характеризующих новую страницу в двусторонних отношения

«За то, что происходит, мы должны прежде всего благодарить Дональда Трампа, который своими импульсивными действиями и непредсказуемостью буквально подталкивает евроазиатских игроков друг к другу, — уверен научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. — Но дело не только в этом: происходящее сейчас сближение — результат объективных процессов. Евразийские страны становятся всё более взаимозависимыми в экономическом отношении и все острее осознают свою уязвимость друг перед другом».

Насколько далеко зайдет процесс евразийской интеграции, прежде чем его затормозят противоречия между участниками, покажет время. В интересах России, чтобы спокойное и взаимовыгодное развитие продолжалось как можно дольше.

 

Читайте также
Прямой эфир