Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Нужен ли договор РСМД?

Политолог Дмитрий Суслов — о необходимости нового понимания стратегической стабильности и полноценных переговорах по его выработке
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Унаследованная от предыдущей «холодной войны» и периода после ее завершения система контроля над вооружениями продолжает разрушаться. На днях США официально поставили в практическую плоскость вопрос о своем возможном выходе из двустороннего российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) от 1987 года. Он запрещает баллистические и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5,5 тыс. км. наземного базирования.

Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей конгресса США принял поправку к закону об оборонном бюджете на следующий год. В соответствии с ней Вашингтон будет рассматривать этот договор утратившим силу в случае, если администрация Трампа не представит доказательства его полного соблюдения российской стороной. США официально обвиняют Россию в его нарушении с 2014 года. А администрация Трампа поставила данный вопрос гораздо более жестко и не только ввела санкции за якобы нарушение РФ этого договора, но и заговорила об «ответных мерах» военного характера. Учитывая все это, вероятность того, что Белый дом резко поменяет свое отношение и заявит об отсутствии каких-либо претензий к России, нулевая. Если данная поправка войдет в финальный вариант закона о военном бюджете США и этот вариант будет пописан президентом Трампом, то к началу 2020 года ДРСМД фактически прекратит свое существование.

Обвинения США и Россией друг друга в нарушении договора хорошо известны. Вашингтон утверждает, что российская крылатая ракета наземного базирования 9М729, которая, как считают в Пентагоне, не только создана и испытана, но уже даже развернута, обладает дальностью свыше 500 км, то есть прямо нарушает договор. Москва это категорически отрицает и предъявляет США встречные обвинения. А именно, что США размещают в Европе (в Румынии и Польше) такие пусковые установки для системы ПРО, в которые могут быть заряжены не только противоракеты SM-3, но и запрещенные ДРСМД наступательные крылатые ракеты. Кроме того, Россия утверждает, что использование США ракет-мишеней для испытания системы ПРО и всё возрастающее применение беспилотных летательных аппаратов также нарушает договор.

Все эти обвинения можно было бы легко снять с помощью полноценных переговоров России и США о ДРСМД. Их результатом могла бы стать в том числе его адаптация, возможность которой в тексте договора предусмотрена. Например, можно было бы ограничить зону его действия европейским театром при разрешении размещения ракет средней и меньшей дальности в других регионах, где для этого есть объективная целесообразность.

Однако именно эту возможность проведения полноценных переговоров данная поправка и перечеркивает. Она требует от администрации или подтвердить выполнение Россией договора в нынешнем виде, или признать его недействительным и ничего не говорит о возможности его адаптации. Кроме того, вероятность, что Россия и США успеют провести и успешно завершить гипотетические переговоры об адаптации ДРСМД до конца следующего года, крайне мала. Сегодня из-за продолжающегося Russiagate Белый дом не может себе позволить вообще никаких переговоров с Россией по чувствительным вопросам, в том числе ДРСМД. Изменится ли ситуация к лучшему после промежуточных выборов в конгресс в ноябре этого года, пока не ясно.

Насколько разрушение этого договора опасно и нужно ли прилагать усилия для его спасения во что бы то ни стало?

С одной стороны, он действительно не соответствует новой военно-стратегической обстановке в мире. Во-первых, ни на минуту не прекращалось совершенствование и наращивание ракет средней и меньшей дальности морского и воздушного базирования, которые этим договором не ограничены. На их фоне наличие или отсутствие ракет наземного базирования не сильно меняет общий военный баланс. Во-вторых, стратегическая стабильность сегодня, в отличие от прошлой холодной войны, стала многополярной, и двусторонние российско-американские договоры по контролю над вооружениями ей уже не соответствуют. Третьи страны активно наращивают как оружие массового поражения, в том числе ядерное, так и средства его доставки. В-третьих, появились и приобретают все большую важность новые способы нанесения друг другу неприемлемого ущерба и, соответственно, области военного соперничества великих держав в XXI веке. Это прежде всего киберсредства и высокоточные вооружения в неядерном оснащении, которые в отличие от ядерных вооружений и РСМД вообще не ограничены какими-либо правилами и режимами.

Устаревание прежнего понимания стратегической стабильности и отмирание прежних режимов контроля над вооружениями, включая ДРСМД, сейчас не компенсируется ничем другим. И именно в этом представляется главная опасность разрушения данного договора. В отсутствие полноценных российско-американских переговоров о выработке новой концепции международной стратегической стабильности и новых режимов контроля над вооружениями, в том числе кибер и высокоточными, просто отказ от ДРСМД обрушит остатки прежних режимов и создаст в российско-американских отношениях вакуум по части правил игры в военной сфере.

С большой вероятностью произойдет обрушение договора СНВ-3 от 2010 года (про его продление на новый срок можно будет забыть) — главной опоры сохраняющейся системы контроля над ядерными вооружениями. А вместе с ним исчезнут последние реальные правила мониторинга в верификации, существенно понизится степень транспарентности по части вооружений и намерений России и США. Следовательно, усилится нестабильность, возрастет вероятность непредумышленного военного конфликта, которого не хотят ни в Москве, ни в Вашингтоне.

Автор — эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир