Протяженность первой ветки столичного метро составила чуть больше 11 км. Поезда, состоявшие из четырех вагонов, ходили между станциями «Сокольники» и «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую»
На весь экран
Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Первыми метростроевцами стали семеро рабочих, начавших копать тоннель в районе Русаковской улицы 10 декабря 1931 года. Работали они вручную, лопатами. Сначала прокладывать метро планировали открытым «парижским» способом. Лишь в 1932 году 27-летний инженер Маковский убедил руководство страны обратиться к опыту Лондона, где тоннели располагались на большой глубине. На фото: строительство метро, 1933 год
На весь экран
Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Для проведения работ на глубине в Москву выписали горных инженеров и специальную технику с Донбасса. На фото: 1937 год
На весь экран
Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Работы вызывали у многих москвичей недовольство. Сама идея казалась фантастической, а котлованы, разверзшиеся на центральных улицах, пугали. На фото: строительство метро в районе Волхонки, 1933 год
На весь экран
Фото: РИА Новости
Первая очередь московского метро включала в себя не только прокладку тоннелей, но и строительство 13 станций. Чтобы закончить работы в срок, требовались огромные усилия. К 1935 году на строительстве работали уже почти 20 тыс. комсомольцев-метростроевцев. А еще — рабочие заводов и городских предприятий, которых привлекали на тематические субботники. На фото: члены комсомольской бригады Московского метростроя, 1935 год
На весь экран
Фото: РИА Новости
Пробный рейс первого поезда, прошедшего по тоннелям московского метрополитена в 1934 году
На весь экран
Фото: РИА Новости/Иван Шагин
Именно строители стали первыми официальными пассажирами столичного метро. На фото: май 1935 года
На весь экран
Фото: ТАСС
Помимо тысяч строителей, на строительство метро работали предприятия по всей стране — всего заказы Метростроя выполняли больше 500 заводов. На фото: демонстрация строителей, посвященная пуску первой линии московского метрополитена, 1935 год
На весь экран
Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Эскизы барельефов для станций столичной подземки создавали ведущие скульпторы того времени. На фото: один из лепщиков во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал», 1936 год
На весь экран
Фото: РИА Новости
В конце 1930-х удалось закончить еще несколько станций, потом началась война, и строительство было временно заморожено. Некоторые из вестибюлей превратились в бомбоубежище, но в некоторых специалисты по-прежнему продолжали работать. На фото: тоннель Арбатско-Покровской линии, 1938 год
На весь экран
Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
К строительству вернулись после войны. В 1954 году удалось закончить создание Кольцевой ветки, а в 1960-х началось развитие радиальных веток. На фото: участок готового тоннеля на строительстве станции метро «Павелецкая», 1948 год
Выделить главное
Вкл
Выкл
Первая линия московского метро начала работу 15 мая 1935 года. С тех пор эта дата считается днем рождения столичной подземки, хотя к этому моменту ее история уже насчитывала несколько лет — строительство началось в 1931 году. Как выглядели московские улицы во время создания первой очереди, кто придумал прокладывать тоннели на большой глубине и сколько человек работали тогда в тоннелях — в галерее портала iz.ru