Хабенский поднимает «Собибор»


В российском прокате — «Собибор», военная драма о самом успешном восстании узников концлагеря за всю историю Второй мировой. В силу различных причин подвиг его организатора, советского офицера Александра Печерского долго не получал заслуженного признания — ни на родине, ни за границей. Сегодня справедливость хотя бы отчасти торжествует.
Главную роль в картине исполнил Константин Хабенский, он же выступил и режиссером — впервые в своей карьере. Одного из антагонистов, начальника концлагеря, сыграл французский артист Кристофер Ламберт («Горец»).
«Добро пожаловать в Собибор» — зловеще белеет надпись на железнодорожной станции. Сюда регулярно приходят эшелоны с сотнями евреев. Они жалуются на долгую дорогу («Три дня без душа!»), шутят над немецкой педантичностью, с опаской, но добровольно сдают вещи и делятся на группки. Вот тут стоят ювелиры, там плотники, здесь строители. А вот эти не умеют «ничего полезного» — поэтому их первыми ведут в душевые кабины. Спустя день иллюзии по поводу этого места остаются только у тех, кто навсегда потерял связь с реальностью. Это ведь никакой не лагерь — это ад.
Узники стекаются из разных стран. Они говорят на разных языках, но не это мешает им понять друг друга. Каждый выживает по-своему. Кто-то терпит из последних сил, кто-то идет в надзиратели, а кто-то уходит в себя безвозвратно. Печерский (Хабенский) из тех, кто хочет сопротивляться до последнего, однако не в силах больше отправлять кого-то на смерть. Как офицер с боевым опытом Печерский уже возглавил одно восстание в другом лагере, которое провалилось. Десятки людей погибли, а он жив. Поэтому теперь если бунтовать, то вместе — всем Собибором.
«Собибор» — первый фильм Константина Хабенского. Миграция в кинорежиссуру ведущих российских актеров стала тенденцией. Уже три недели в прокате успешно идет «Тренер» Данилы Козловского, а на последнем питчинге Фонда кино о своих амбициях объявил и звезда хитов «Лед» и «Притяжение» Александр Петров. Может быть, со дня на день стоит ожидать новостей о режиссерских планах, например, Олега Меньшикова. Что до Владимира Машкова — тот, как известно, опередил всех и больше 20 лет назад заявил о себе как о талантливом постановщике.
Конечно, у каждого прецедента есть своя предыстория. В случае с Константином Хабенским помогло стечение обстоятельств. Изначально планировалось, что актер ограничится только исполнением главной роли. «Собибор» начинал другой режиссер, однако что-то не сложилось, и продюсеры предложили артисту попробовать свои силы. Как сам Константин Хабенский заявил на пресс-конференции, планов продолжать режиссерскую карьеру в ближайшее время у него нет — в «Собиборе» он пока сказал всё, что планировал сказать в этом качестве.
Получилось не так идеально, как хотелось бы. В первую очередь фильму не хватает цельности и именно мастеровитости в деталях. Сам Хабенский традиционно очень хорош, есть и другие актерские удачи, и ряд отличных сцен. Но главное — есть правильная интонация. Титул «самое успешное восстание» все-таки требует некоторой расшифровки. Тогда, в 1943 году, в Собиборе поднялись многие, но выжить удалось далеко не всем. Какой-нибудь менее щепетильный постановщик вполне мог бы сделать на таком материале героический боевик. Но у Хабенского это в первую очередь драма о том, как важно в адском пекле сохранить то, что порой важнее жизни, — а именно человеческое достоинство.