Опасное небо


По мнению Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), затянувшееся вооруженное противостояние в Сирии сделало полеты над Восточным Средиземноморьем небезопасными для гражданских перевозчиков. Как выяснили «Известия», EASA издало закрытое оповещение для авиационных администраций стран Европы и России. Агентство считает, что авиакомпании должны оценить риски и в случае необходимости разработать обходные маршруты. По мнению экспертов, российские перевозчики, скорее всего, уже в ближайшее время скорректируют воздушные коридоры.
Как рассказали «Известиям» несколько источников в авиационной отрасли, в двадцатых числах апреля EASA издало Rapid Alert Notification (ускоренное оповещение). Документ для служебного пользования адресован государственным органам гражданской авиации европейских государств. В нем говорится, что в связи с возможностью военных действий и сбоев навигационного оборудования необходимо оценить риски при планировании полетов в районе Восточного Средиземноморья. При этом Rapid Alert Notification не вводит ограничения или запреты на выполнение полетов. В документе особо указано, что он пока не должен публиковаться.
В EASA отказались говорить об уровне угроз для полетов гражданской авиации недалеко от границ Сирии.
— У нас нет дальнейших комментариев по этой теме, — заявила «Известиям» официальный представитель EASA Доминик Фуда.
В Росавиации также не стали комментировать риски полетов над Восточным Средиземноморьем.
Официальный представитель авиакомпании «Россия» заявил «Известиям», что центр управления полетами перевозчика находится в плотном и постоянном контакте с органами управления воздушным движением РФ и отслеживает всю поступающую информацию.
— Безопасность пассажиров является для нас безусловным приоритетом. Авиакомпания ни при каких условиях не выполняла и не будет выполнять полеты в зонах, где действуют какие-либо ограничения, касающиеся рейсов гражданской авиации, — отметил представитель перевозчика.
По словам пресс-секретаря Lufthansa Group Бориса Огурского, германский перевозчик находится в тесном контакте с авиационными властями. При этом авиакомпании, входящие в Lufthansa Group, уже сейчас избегают воздушного пространства Восточного Средиземноморья.
10 апреля, незадолго до ракетной атаки территории Сирии военными силами США, Великобритании и Франции, EASA также выпустило Rapid Alert Notification об опасности полетов в Восточном Средиземноморье. В тот раз предупреждение распространялось только на 72 часа.
В авиакомпании Finnair рассказали «Известиям», что во время действия этого документа перевозчик скорректировал маршрут своего рейса в Тель-Авив. Это практически не отразилось на длительности полета.
Независимый авиационный эксперт Антон Лавров предполагает, что российские авиакомпании со всей ответственностью отнесутся к нынешнему предупреждению EASA и скорректируют маршруты полетов.
— Перевозчики, безусловно, понесут издержки в случае создания обходных коридоров, но они не будут значительными. В любом случае в гражданской авиации не принято рисковать жизнями людей, — заявил «Известиям» Антон Лавров. — А для пассажиров лишние десятки минут полета не создадут существенных неудобств.
Бывший начальник зенитно-ракетных войск генерал-лейтенант Александр Горьков уверен, что в зоне Восточного Средиземноморья необходимо полностью запретить полеты гражданской авиации.
— Гражданским самолетам обязательно нужно обходить зону вооруженного конфликта. Там действует множество бесконтрольных группировок, которые совершенно непредсказуемы и неизвестно каким оружием обладают, — заявил «Известиям» Александр Горьков. — У них есть переносные зенитно-ракетные комплексы, которые могут перехватывать цели на высоте до 6 км. Но может появиться и новое вооружение, способное сбивать самолеты на больших высотах. Также нельзя исключать, что сирийские силы ПВО могут быть спровоцированы на открытие огня.
В подтверждение свой позиции генерал напомнил о катастрофе малайзийского Boeing 777 в зоне конфликта в Донбассе на Украине.