Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Силуанов прокомментировал контакты с США в финансовом секторе
Политика
Путин указал на близость позиций РФ и Таджикистана по глобальным вопросам
Общество
Умер заслуженный деятель искусств РФ звукорежиссер Валентин Бобровский
Происшествия
Двое сотрудников МЧС пострадали из-за атаки БПЛА в ДНР
Мир
Трамп обвинил Иран в организации атак хуситов и пригрозил жестким ответом
Наука и техника
Маск указал на возможность людей оказаться на Марсе через 5–7 лет
Мир
В кабмине Израиля заявили о «свободе для журналистов» после ограничения работы Кулюхина
Общество
Описавшая в дневнике оккупацию ВСУ жительница Мартыновки отказывалась уезжать
Политика
Политолог допустил согласование помощи стран ЕС Украине на €40 млрд без Венгрии
Происшествия
В Тюмени пропал приехавший на ЧР по биатлону спортивный журналист
Армия
Российские военные уничтожили миномет и антенну ВСУ в Харьковской области
Армия
ВС РФ нанесли «Искандером» удар по сосредоточению живой силы ВСУ в Сумской области
Мир
Песков назвал опасной тенденцией обсуждение отправки контингента НАТО на Украину
Мир
Более 30 тыс. украинцев потеряли статус беженцев в Швейцарии с 2022 года
Мир
Сербия может допустить РФ и США к анализу данных о якобы звуковой пушке на протестах
Общество
Облака в Москве окрасились в радужные оттенки на фоне похолодания
Политика
Военный аналитик назвал поражение под Курском причиной отставки главы генштаба ВСУ

Чешские страсти

На московскую сцену вернулась опера «Енуфа» Леоша Яначека
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) поставили оперу «Енуфа» («Ее падчерица»). Событие это примечательно по двум причинам. Во-первых, произведение чешского классика Леоша Яначека, хорошо известное профессионалам, но практически незнакомое широкой публике, возвратилось на столичную сцену спустя полвека после премьеры в Большом. И во-вторых, сюжет драмы начала XX века оказался неожиданно созвучен дню сегодняшнему, когда художники во всем мире говорят о тотальной нехватке любви.

Енуфа влюблена в красавца Штеву. Тот отвечает взаимностью, но еще больше его тянет к бутылке. Мачеха Енуфы не готова доверить падчерицу ненадежному гуляке и прилюдно ставит ему ультиматум: проживи год без выпивки, и только тогда сможешь жениться. Но она не знает, что Енуфе нельзя так долго ждать: девушка беременна, и если люди узнают о внебрачной связи, стыда не оберешься.

Однако к Енуфе тянет и еще одного человека — сводного брата Штевы Лацу. С детства лишенный родительской ласки, он завидует более удачливому и красивому Штеве. Заполучить Енуфу становится для Лацы навязчивой идеей. Однажды в приступе гнева он ранит ее ножом, а жених, увидев жуткий шрам на лице девушки, исчезает...

Всё действие оперы разворачивается в моравской деревне. Но декорациям сельского быта и национальному колориту постановщик Александр Титель предпочел минималистичный условный интерьер, как будто призванный не отвлекать зрителя от людских страстей. В белой коробке сцены внимание притягивают лишь два лейтмотивных элемента: ствол огромного поваленного дерева и вертикальный экран, демонстрирующий водопад.

Во втором — «зимнем» — акте съемка воды, стекающей с гор, дополнится метелью. А дерево будет распилено на две части — можно прочесть это как символ разрушенного счастья главной героини. Наконец, в финале части ствола и вовсе будут растащены по разным углам сцены, и одной из них разгневанные крестьяне чуть было не убьют Енуфу.

Акцентирования деревенской тематики в оформлении нет, разве что в третьем акте на сцену выводят живую козу (зрители, разумеется, реагируют бурно — смехом и аплодисментами). Постановщику явно было важнее показать, что персонажи и события оперы Яначека — универсальны. Это не «Сельская честь», а, условно говоря, «Нелюбовь» вековой давности.

За преувеличенными оперными страстями скрывается история об отсутствии подлинной любви. А та любовь, что есть, принимает уродливые, пугающие формы. Трудно поверить в истинность чувства Лацы, который смог изувечить Енуфу и чуть было не сбежал, узнав о ребенке от Штевы. В свою очередь, главная героиня проходит эволюцию от подростковой влюбленности в «плохого парня» до смирения с притязаниями Лацы. Остальные персонажи с их бесконечным эгоизмом вызывают у зрителей лишь отторжение. А предрассудки общества становятся причиной преступлений и невозможности счастья.

Мировая премьера «Енуфы» состоялась в 1904 году, и музыкальный язык произведения еще уходит корнями в XIX век — речитативы мелодичны, в массовых сценах широко используются мотивы народных моравских танцев и песен. Но идейное наполнение предвещает экспрессионизм, и до «Воццека» Берга здесь уже рукой подать.

Тем сложнее задача исполнителей: не просто спеть все ноты, но от начала до конца выдержать высочайшее эмоциональное напряжение. Коллективу МАМТа это удалось: Наталья Мурадымова в роли мачехи Енуфы достигает античных вершин трагизма (недаром ее коронная партия в театре — Медея), а Николай Ерохин и Дмитрий Полкопин создают убедительные и многомерные образы Лацы и Штевы. Помогает в этом оркестр под управлением Евгения Бражника, не забивая певцов и не злоупотребляя эффектами.

И, конечно, спектакль становится бенефисом молодой сопрано Елены Безгодковой (Енуфа), всего два года назад окончившей Московскую консерваторию и в прошлом году ставшей солисткой театра. Пожалуй, столь редкую на российской сцене оперу стоило поставить уже хотя бы для того, чтобы солисты МАМТа могли продемонстрировать свой впечатляющий актерский потенциал.

 

Читайте также
Прямой эфир