Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

На перекрёстках памяти

Программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов — об основных тенденциях кинофорума
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

40-й Московский международный кинофестиваль, стартующий сегодня, неожиданно оказался на перекрестке юбилеев и воспоминаний о былых фестивалях и ушедших от нас великих кинематографистах. Из забвения всплыли сложные моменты памяти разных народов об одних и тех же исторических событиях. Самое время напомнить и о различных оценках и трактовках одних и тех же фильмов, в том числе включённых в разные программы нынешнего фестиваля.

К юбилейному форуму мы подобрали знаковые фильмы, показанные за без малого 60 лет его существования (не считая, впрочем, первого и уникального выпуска 1935 года). К «Коктебелю» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и «Шапито-шоу» Сергея Лобана здесь примыкают фильмы (как правило, ранние) нынешних классиков мирового кино: иранца Асгара Фархади, шведа Рубена Эглунда, покойного поляка Кшиштофа Кесьлевского, венгра Иштвана Сабо, китайца Вана Чуананя, которых, по сути, открыл Московский кинофестиваль.

Пожалуй, впервые за постсоветский период наш киносмотр вернул себе важнейшую функцию консолидации кинопроцесса на территории бывшего Советского Союза, а в какой-то степени Центральной и Восточной Европы. Мы отмечаем 100-летие кинематографий стран Балтии, сопоставляя лучшие ленты, созданные в советский период, с новейшими картинами, где конфликты и противоречия нашей раздельной и общей истории не замалчиваются, а анализируются художниками разных поколений. В конкурсе у нас представлены Казахстан и Узбекистан. Отказавшись от привычного официоза, из России мы выбрали якутский исторический эпос «Царь-птица» и провокационную ленту «Ню».

Своеобразным международным ответом на селекцию 40 ММКФ стала программа «Две недели длиной в 50 лет», приуроченная к годовщине каннского «Двухнедельника кинорежиссеров». Эта программа посвящена памяти нашего коллеги Игоря Гуськова — последние годы своей рано оборвавшейся жизни он отбирал фильмы именно для этой программы. В Каннах состоялись международные премьеры таких фильмов, как «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани, «Брат» Алексея Балабанова, «Божество» Константина Бронзита.

В ряду юбилеев предметом нашей особой гордости стала большая программа фильмов, приуроченная к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана и составленная в основном из картин, которые никогда не показывались в отечественном прокате.

В минувшем году мы познакомили наших зрителей с кинематографом регионов Индии. В этом году открытием для фестивальной аудитории станет программа фильмов соседней Шри-Ланки.

В результате многолетних усилий и сотрудничества с Гонконгским киноархивом нам наконец удалось скомпоновать ретроспективу отреставрированных копий фильмов с участием Брюса Ли, которая включает уникальный фильм «Сирота», где он снялся еще подростком.

Панораму совсем молодого кино зритель найдет в конкурсе короткометражных лент, который мы год от года расширяем, а проблемы старших поколений перед нами раскроет возрожденная программа «Третий возраст», где представлены преимущественно страны Азии.

Надеюсь, что по традиции особый интерес зрителей вызовут документальные фильмы и так называемые авторские программы, о которых подробнее расскажут их кураторы.

Хотелось бы выделить и отдельные курьезы из других разделов программы. В «Спектре» будет показана японская картина «Отмытые кости», сочетающая в себе аудиовизуальную антропологию и острый сенсационный сюжет на основе сложных семейных отношений. «Выгорание» станет первой марокканской картиной в официальной прорамме постсоветских Московских кинофестивалей. Испанская картина «Жан-Франсуа и смысл жизни» расскажет о мальчике, который неожиданно увлекся творчеством и судьбой знаменитого французского экзистенциалиста Альбера Камю. Киргизская картина «Песнь древа» — первый центрально-азиатский мюзикл…

Список можно продолжать. Важно, что эти и многие другие фильмы представят на фестивале их авторы, и с ними можно будет обсудить увиденное. Среди членов жюри этого года — режиссер Анна Меликян, кинозвезды Настасья Кински, Джон Севидж, Сами Насери, киноведы и критики, активисты киноклубнного движение и знатоки кино. В общении с ними — один из важнейших смыслов фестивального движения в целом.

Автор — киновед, программный директор ММКФ, председатель Гильдии киноведов и кинокритиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир