Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

На перекрёстках памяти

Программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов — об основных тенденциях кинофорума
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

40-й Московский международный кинофестиваль, стартующий сегодня, неожиданно оказался на перекрестке юбилеев и воспоминаний о былых фестивалях и ушедших от нас великих кинематографистах. Из забвения всплыли сложные моменты памяти разных народов об одних и тех же исторических событиях. Самое время напомнить и о различных оценках и трактовках одних и тех же фильмов, в том числе включённых в разные программы нынешнего фестиваля.

К юбилейному форуму мы подобрали знаковые фильмы, показанные за без малого 60 лет его существования (не считая, впрочем, первого и уникального выпуска 1935 года). К «Коктебелю» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и «Шапито-шоу» Сергея Лобана здесь примыкают фильмы (как правило, ранние) нынешних классиков мирового кино: иранца Асгара Фархади, шведа Рубена Эглунда, покойного поляка Кшиштофа Кесьлевского, венгра Иштвана Сабо, китайца Вана Чуананя, которых, по сути, открыл Московский кинофестиваль.

Пожалуй, впервые за постсоветский период наш киносмотр вернул себе важнейшую функцию консолидации кинопроцесса на территории бывшего Советского Союза, а в какой-то степени Центральной и Восточной Европы. Мы отмечаем 100-летие кинематографий стран Балтии, сопоставляя лучшие ленты, созданные в советский период, с новейшими картинами, где конфликты и противоречия нашей раздельной и общей истории не замалчиваются, а анализируются художниками разных поколений. В конкурсе у нас представлены Казахстан и Узбекистан. Отказавшись от привычного официоза, из России мы выбрали якутский исторический эпос «Царь-птица» и провокационную ленту «Ню».

Своеобразным международным ответом на селекцию 40 ММКФ стала программа «Две недели длиной в 50 лет», приуроченная к годовщине каннского «Двухнедельника кинорежиссеров». Эта программа посвящена памяти нашего коллеги Игоря Гуськова — последние годы своей рано оборвавшейся жизни он отбирал фильмы именно для этой программы. В Каннах состоялись международные премьеры таких фильмов, как «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани, «Брат» Алексея Балабанова, «Божество» Константина Бронзита.

В ряду юбилеев предметом нашей особой гордости стала большая программа фильмов, приуроченная к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана и составленная в основном из картин, которые никогда не показывались в отечественном прокате.

В минувшем году мы познакомили наших зрителей с кинематографом регионов Индии. В этом году открытием для фестивальной аудитории станет программа фильмов соседней Шри-Ланки.

В результате многолетних усилий и сотрудничества с Гонконгским киноархивом нам наконец удалось скомпоновать ретроспективу отреставрированных копий фильмов с участием Брюса Ли, которая включает уникальный фильм «Сирота», где он снялся еще подростком.

Панораму совсем молодого кино зритель найдет в конкурсе короткометражных лент, который мы год от года расширяем, а проблемы старших поколений перед нами раскроет возрожденная программа «Третий возраст», где представлены преимущественно страны Азии.

Надеюсь, что по традиции особый интерес зрителей вызовут документальные фильмы и так называемые авторские программы, о которых подробнее расскажут их кураторы.

Хотелось бы выделить и отдельные курьезы из других разделов программы. В «Спектре» будет показана японская картина «Отмытые кости», сочетающая в себе аудиовизуальную антропологию и острый сенсационный сюжет на основе сложных семейных отношений. «Выгорание» станет первой марокканской картиной в официальной прорамме постсоветских Московских кинофестивалей. Испанская картина «Жан-Франсуа и смысл жизни» расскажет о мальчике, который неожиданно увлекся творчеством и судьбой знаменитого французского экзистенциалиста Альбера Камю. Киргизская картина «Песнь древа» — первый центрально-азиатский мюзикл…

Список можно продолжать. Важно, что эти и многие другие фильмы представят на фестивале их авторы, и с ними можно будет обсудить увиденное. Среди членов жюри этого года — режиссер Анна Меликян, кинозвезды Настасья Кински, Джон Севидж, Сами Насери, киноведы и критики, активисты киноклубнного движение и знатоки кино. В общении с ними — один из важнейших смыслов фестивального движения в целом.

Автор — киновед, программный директор ММКФ, председатель Гильдии киноведов и кинокритиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир