Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Династия Мин: сияние учености». До 25 июля ее посетители смогут узнать о жизни, быте и высоких стремлениях чиновников средневекового Китая. Об уникальной экспозиции, рассказывающей об одной из самых ярких эпох в истории Поднебесной — в материале портала iz.ru.

Масштабный выставочный проект, организованный Музеями Московского Кремля, посвящен культуре династии Мин (1368–1644). Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом: именно из этого в императорском Китае складывается понятие «ученость».

Чтобы стать чиновником в Минском Китае, требовалось сдать особый экзамен. Для этого необходимо было знать не только законы, но и литературу, уметь писать стихи и разбираться в искусстве. Императоры династии Мин считали, что только образованный человек может использовать власть с умом во благо народу.

В экспозицию вошли более 150 предметов, по которым можно судить не только об уровне развития декоративно-прикладного искусства эпохи, но и тонком вкусе былых владельцев этих артефактов. Предметы из нефрита, бронзы, резные лакированные шкатулки и перегородчатая эмаль, а также уникальная мебель периода с характерными изящными линиями и благородной резьбой по дереву: часть выставочного пространства воссоздает интерьер кабинета китайского интеллектуала.

И, конечно, фарфор — «визитная карточка» династии для историков и коллекционеров. Минский фарфор по праву считается вершиной в производстве «белого золота» и ценится особенно высоко. Именно в это время мастерами разрабатываются великолепные цветные глазури и создается технология надглазурной росписи.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Арием Коротаев

Одним из главных элементов экспозиции является великолепная процессия — набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов — конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению, выполняющих каждый свою функцию. Эта группа была найдена в захоронении; предположительно представителей императорской фамилии, однако точная принадлежность ее неизвестна.

Помещение такого эскорта в гробницу означало, что после смерти человек также будет занимать высокие должности и пользоваться теми же благами, что и при жизни. Этот богато украшенный комплект, выполненный с большим вниманием к деталям, уникален по своим художественным характеристикам и поражает высокой степенью сохранности.

Об особенностях экспозиции порталу iz.ru рассказала куратор выставки, заведующая сектором русского художественного металла XVIII–XX вв. Ирина Горбатова.

— Чем интересна выбранная эпоха и тема выставки?

— Правление династии Мин — последняя яркая страница истории императорского Китая. Представители этой династии — урожденные ханьцы, так называли этнических китайцев. Династия Мин исторически оказалась «зажата» между двумя чужеземными династиями — монгольской Юань и манчжурской Цин. Интересующий нас период характеризуется расцветом культуры и искусства. Темой выставки является ученость — уникальное, чисто китайское явление. Ученость не стоит смешивать с образованием. Речь не идет об обучении, приобретении какой-либо специальности, научных открытиях или достижениях.

В правление династии Мин идеалом существования становится интеллектуальная жизнь. Представители самых разных социальных слоев — от императора до ремесленника или купца увлекались изучением искусства и наследия своих предков, занимались коллекционированием и меценатством. Это эпоха поэтов, музыкантов, художников. И гениальных знатоков всех видов искусства и литературы.

— Расскажите о наиболее интересных экспонатах. Чем они могут увлечь современного человека?

— Каждый экспонат по-своему интересен, и все экспонаты по-своему красивы. Вряд ли можно говорить о чем-либо захватывающем, так как жизнь китайского интеллектуала — это стремление к покою, уединению с целью погружения в природу вдали от суеты мира. Элегантная красота вещей, которые окружали ученого, свидетельствовали о глубине его знаний, широте взглядов и интересов. Каждый предмет был целесообразен и в то же время вызывал у хозяина определенные ассоциации, эмоции, которые доставляли ему радость.

В этом смысле одна из самых показательных вещей выставки — сосуд для наливания воды в тушечницу с изображением человека, плывущего на тростниковом плоту. «Герой» этого нефритового произведения — реальное историческое лицо, великий путешественник периода династии Западная Хань, живший во II веке до н. э. Чжан Цянь. Этот человек совершил немало экспедиций в другие страны, в том числе и весьма отдаленные от Китая. Профессиональный дипломат, он заключал договоры о дружбе и торговые соглашения. Его деятельность способствовала развитию Великого Шелкового пути. Его личность потрясала воображение современников и потомков, поэтому вокруг него сложилось множество легенд. Одна из них воспроизведена на экспонате и гласит, что однажды, плывя по реке на тростниковом плоту, Чжан Цянь не заметил, как проплыл по Млечному пути.

— На выставке представлена масса замечательных вещей тонкой работы. Неужели все они использовались в повседневной жизни?

— Как упоминалось выше, идеалом жизни интеллектуала-ученого было изучение любимых видов искусства, литературных шедевров ранних эпох, философских трактатов и исторических сочинений в уединенной обстановке. Однако для большинства ученых такой идеал был практически недостижим — эти люди занимались политикой и дипломатией, торговлей или творчеством.

Интеллектуальными упражнениями занимались на досуге, иллюзию уединения создавал отдельный кабинет, создаваемый исключительно для такого времяпрепровождения. Его не следует смешивать с офисом, рабочим кабинетом, который располагался в присутственном месте и был совершенно другим по наполнению. В кабинете ученого окружали любимые книги и живопись, изящные безделушки старого и нового времени, музыкальные инструменты, фарфор. Сюда можно было пригласить единомышленников и друзей, провести время за чтением стихов или подискутировать.

Большинство ученых являлись страстными коллекционерами. Для эпохи Мин характерно преклонение перед искусством более ранних династий — Тан и Сун, в которых они видели высочайший расцвет китайской культуры. Однако не только антиквариат привлекал интеллектуалов — они с не меньшим энтузиазмом собирали и творения современных им художников, навеянные древностью, вдохновляли мастеров на новые свершения.

— Как строилась работа с китайскими коллегами, как именно выбирались экспонаты для выставки, с какими сложностями при ее подготовке пришлось столкнуться?

— Никаких проблем в работе с китайскими коллегами не возникало. Создание выставок всегда является делом непростым, но в данном случае все сложности носили сугубо организационный характер, это естественный процесс. Между Музеями Московского Кремля и Шанхайским музеем существует полное взаимопонимание, мы сотрудничаем в течение достаточно долгого времени.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Арием Коротаев

Музеи Кремля представили в Шанхае две свои выставки. Одна из них была посвящена искусству фирмы Карла Фаберже и его времени, вторая — собранию оружия русских государей. Обе выставки пользовались огромным успехом. Выставку «Оружейная сокровищница русских самодержцев» за три месяца посетили 642 948 человек — это огромная цифра даже для Китая.

Выставка «Династия Мин. Сияние учености» является ответной. Памятники указанной эпохи входят в число лучших экспонатов Шанхайского музея, они крайне редко вывозятся за пределы страны, и мы надеемся, что этот проект вызовет большой интерес среди любителей искусства.

 

Читайте также
Прямой эфир