Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Завершилось следствие по делу маньяка-душителя Миргорода
Мир
Ле Пен назвала решение суда против нее политическим
Происшествия
Двое рабочих погибли в калийной шахте в Пермском крае
Общество
На «Госуслугах» с 1 апреля заработает сервис для проверки регистрации СИМ-карт
Мир
В Аргентине сообщили о задержании основателя секты «Ашрам Шамбалы» Руднева
Мир
Рябков усомнился в реальности планов США по выходу из НАТО
Мир
Орбан предрек распад Евросоюза из-за его курса на милитаризацию
Мир
Белорусские таможенники поймали нелегально приехавшего из Литвы американца
Спорт
Олег Леонтьев покинул пост главного тренера ХК «Нефтехимик»
Мир
Адвокат Ле Пен заявил о ее потрясении вынесенным приговором
Мир
Доктор юридических наук Де Вёль заявил о политическом уклоне в деле Ле Пен
Мир
Причиной взрыва в мечети в Узбекистане назвали утечку газа
Мир
Шесть европейских стран заявили о готовности ввести новые санкции против России
Мир
Трамп заявил о продолжении атак по хуситам до предотвращения угрозы судоходству
Мир
Reuters назвало сумму ущерба от возможного мощного землетрясения в разломе Нанкай
Происшествия
Женщина погибла при падении машины с многоуровневой парковки в Москве
Мир
В США пригрозили принять меры в случае отказа Ирана от переговоров

Банки убедят бизнес отказаться от сомнительных операций

Сотрудники финансовых организаций будут регулярно проводить личные встречи с предпринимателями
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Банкирам рекомендуется регулярно встречаться с собственниками и руководителями компаний-клиентов. Эта рекомендация была подготовлена Национальным советом финансового рынка (НСФР) и адресована кредитным организациям. НСФР направил письмо в Центробанк и Росфинмониторинг с просьбой рассмотреть рекомендации на предмет возможности их использования финансовыми организациями («Известия» ознакомились с документом). 
На встречах представителей компании могут постараться убедить сократить или отказаться от проведения тех или иных сделок. Новация позволит сократить объем сомнительных операций на 40%, считают эксперты. Кроме того, она поможет избежать массовых блокировок счетов бизнеса и сократить количество неправомерных отказов.

 

Как следует из рекомендаций НСФР (есть у «Известий»), личные встречи с бизнесменами нужны для проверки клиентов по «антиотмывочному» законодательству. Банк сможет детальнее проанализировать деятельность клиента, запросить у него дополнительные документы для подтверждения транзакций и убедить его отказаться от проведения высокорискованных финансовых операций, сказано в документе. Там также говорится, что сотрудники кредитных организаций должны проводить личные встречи с бизнесом регулярно. Частота таких встреч должна определяться самим банком. Сейчас подобные встречи не являются распространенной практикой в России, но западные регуляторы рекомендуют их проводить для уточнения бенефициарной собственности компаний.

Цель рекомендаций — реализация основного банковского принципа «знай своего клиента» с точки зрения риск-ориентированного подхода, пояснил «Известиям» зампред НСФР Александр Наумов. В ЦБ не ответили на запрос «Известий». В Росфинмониторинге поддержали нововведение, отметив, что оно соответствует мировой практике и стандартам FATF (Международная группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег).

Прежде всего новация касается средних и небольших банков: крупные кредитные организации проводят встречи с собственниками компаний по принципу «знай своего клиента», отметила руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. Для тех же банков, которые формально относились к процессу оценки клиента, новация сделает процедуру очных встреч с бизнесменами обязательной. По мнению Артемьевой, банки выполнят требование, чтобы не вызывать повышенное внимание ЦБ к их политике по соблюдению «антиотмывочного» законодательства. Крайняя мера за несоблюдение 115-ФЗ — отзыв лицензии, напомнила она.

Новация снизит количество неправомерных отказов и оспаривание их клиентами банков, пояснил зампред НСФР Александр Наумов. Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что если нововведение примут, объем сомнительных операций сократится существенно — примерно на 40%. По данным ЦБ, объем сомнительных финансовых операций в России в 2017 году составил $800 млн, как и в 2016 году. В 2015 году, согласно сведениям регулятора, показатель равнялся $1,5 млрд.

Управляющий Фондом защиты вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин уверен, что нововведение также поможет избежать массовых блокировок банками клиентских счетов. На встречах с представителями кредитных организаций компании смогут предоставить дополнительные документы и другие доказательства своей добросовестности, пояснил Марат Сафиулин. Новация призвана снизить негативный эффект от упрощенного применения банками норм антиотмывочного законодательства (по принципу «лучше перестраховаться и запретить»), в результате которого во второй половине прошлого года оказались замороженными сотни тысяч счетов работающих компаний, добавил он.

Компания может оспорить блокировку операции или отказ в обслуживании в Центробанке — с 30 марта при регуляторе заработала межведомственная комиссия по реабилитации банковских клиентов-отказников. Если ЦБ сочтет отказ необоснованным, он может рекомендовать банку принять компанию на обслуживание и провести ее транзакции. Благодаря предложенному механизму реабилитации, клиенты могут быть исключены из черных списков, где сейчас, по данным «Опоры России», находится 460 тыс. компаний и граждан. Черный список регулятор рассылает банкам с 26 июня 2017 года — тогда он содержал данные о 200 тыс. клиентах. Доля попавших в черные списки ошибочно  составляет 10%.

Справка «Известий»

Сомнительные операции имеют в себе признаки фиктивности. Они связаны с торговлей товарами и услугами, с покупкой и продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, цель которых — трансграничное перемещение денежных средств. Банки блокируют сомнительные операции, а клиент получает отказ в их проведении и обслуживании.

 

 

 

Читайте также
Прямой эфир