Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В центре Израиля при пожарах выгорело более 2 тыс. га лесов
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

В Сколково решили проблему подводной навигации

Российская компания разработала систему определения координат под поверхностью моря
0
Фото: TAСС/DPA/Bernd Wüstneck
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Аналог спутниковой навигации для подводных объектов разработала российская компания — резидент Сколково. Система определения координат использует звуковые волны — это одно из немногих эффективных средств передачи информации под поверхностью моря. При этом датчики навигационного сигнала работают только на прием, что позволяет уменьшить их размеры и снизить энергопотребление.

Главная проблема подводной навигации — под поверхностью моря не распространяются радиоволны. Поэтому водолазам, дайверам, экипажам подлодок не доступны системы глобального позиционирования — такие, как GPS и ГЛОНАСС. Потребность же в навигационных системах под водой гораздо выше, чем на поверхности: плохая видимость, отсутствие ориентиров, приливы-отливы и морские течения затрудняют работу.

Решение этой проблемы удалось найти резиденту Сколково  компании «Лаборатория подводной связи и навигации». Роль спутников в ее системе RedNAV выполняют четыре буя, оборудованных GPS-устройствами. Плавающие на поверхности буи излучают в воду гидроакустические сигналы, которые принимаются пассивным (не излучающим) звуковым приемником. Закрепленный на запястье водолаза приемник определяет собственные координаты практически с той же точностью, с какой над водой работает GPS. Ретрансляционные буи размещаются на расстоянии сотен метров друг от друга, образуя любой выпуклый четырехугольник, — например, трапецию.

Главным преимуществом такой схемы генеральный директор «Лаборатории подводной связи и навигации» Артур Абеленцев считает отсутствие необходимости двухстороннего обмена между буями и навигационными приемниками.

— Единственное средство подводного обмена информацией — акустические волны. Но гидроакустическая навигация во всем мире — это запрос-ответ, — рассказал Артур Абеленцев «Известиям». — В таком случае приемник на руке водолаза должен откликаться на сигнал. А мы сумели обойтись без этого. В результате радикально уменьшили размер прибора, снизили его энергопотребление, обеспечили возможность работы в одной и той же акватории практически любого количества таких устройств.

Система RedNAV обеспечивает покрытие в зоне радиусом около двух километров, что достаточно для большинства подводных работ — поисковых, спасательных, археологических и др.

— Молодому коллективу удалось решить задачу, с которой во всем мире не могли справиться более 30 лет, — рассказал «Известиям» директор по акселерации кластера передовых производственных технологий фонда «Сколково» Илья Гольдт. — В сегменте коммерческих подводных исследований, дайвинга, поисковых экспедиций продукту наших инноваторов нет равных.

По словам Ильи Гольдта, все доступные на рынке зарубежные системы подводной навигации базируются на громоздких активных приемниках, не обладают достаточной точностью и к тому же в отличие от RedNAV непомерно дороги.

— Прямые аналоги у системы отсутствуют, — утверждает генеральный директор автономной некоммерческой организации «Подводное культурное наследие» Андрей Кулагин. — Под поверхностью моря определить GPS-координаты крайне сложно, особенно в акваториях с сильным течением, с плохой видимостью. Приходится всплывать, использовать выносные GPS-антенны на кабеле. А тут мы, находясь прямо на глубоководном объекте, нажимаем одну кнопку и узнаем его абсолютно точные координаты.

Наряду с фондом «Сколково», поддержку «Лаборатории подводной связи и навигации» оказывает рабочая группа MariNet Национальной технологической инициативы.

 

Читайте также
Прямой эфир