Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Советские зрители начала 1980-х ходили в кино на комедии — «Спортлото-82», «Прохиндиада» и прочие, осторожно намекавшие, что кто-то кое-где еще у нас порой честно жить не хочет, фильмы. На детективы — про людей в форме, успешно выводящих на чистую воду персонажей предыдущей категории. На «про любовь», конечно, а также на «приключенческие», которых было до обидного мало (а термин «боевик» употреблялся исключительно в ругательном наклонении). А еще ходили «на Бельмондо» — благо, фильмы с французским красавцем успешно вмещались во все вышеупомянутые жанровые рамки. По иронии судьбы, главный — и один из первых — фильм в карьере актера, прославивший его на весь мир, у нас смогли посмотреть только на излете перестройки. 9 апреля Бебелю (как называют его во Франции; ударение, естественно, на второй слог) исполняется 85 лет, и портал iz.ru вспоминает о годах всенародной любви к Бельмондо и его экранным героям.

Сидят комиссары

У комиссара Боровица была ослепительная улыбка в не менее чем 33 зуба, сломанный боксерский нос, невероятного кроя кожан на клетчатой подкладке, под полой которого был спрятан невероятного же размера револьвер. Ездил комиссар на открытой спортивной машине — разумеется, тоже невероятной, потому что никто из мальчишек, с боем прорывавшихся на фильм (собственно, детям до 16 смотреть его не полагалось, но строгость в этом отношении соблюдалась не везде и не всеми бабушками-билетерами), не мог точно определить марку. Относительно револьвера все сходились на том, что это, конечно, «кольт» — а что же еще? И были правы — это был Colt Python.357 Magnum. В машине просвещенные читатели «За рулем» опознавали вроде бы английский Lotus, скептики же говорили, что это «самоделка (правы были все — в фильме снимался Caterham Super Seven, сборная реплика знаменитого Lotus Seven). В одном мнении все мальчишки были едины: другого такого актера, как сыгравший бравого комиссара Жан-Поль Бельмондо, не было, да и, вероятнее всего, не будет.

Жан-Поль Бельмондо в фильме «Частный детектив»

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Фильм Жоржа Лотнера назывался в нашем прокате «Кто есть кто»; оригинальное название было куда определенней — Flic Ou Voyou, «Легавый или урка», — но для советской цензуры это был явный перебор (как и отдельные сцены, где Бельмондо делил общество с героиней роковой Мари Лафоре, которые в результате не увидели и зрители старше 16). Но «на Бельмондо» ходили не ради французской «клубнички». Комиссар Боровиц, как и другие персонажи боевиков с Бельмондо — Роже Пиляр в «Охотнике», Жосслен Бомоно в «Профессионале», — утоляли жажду общества по герою без страха и упрека, стоящему над законом и берущему этот самый закон в свои руки. Отсюда, кстати, и невероятная популярность Жеглова из «Место встречи изменить нельзя» — дело не только в харизме Владимира Высоцкого, но и в знаменитом «вор должен сидеть в тюрьме. Я сказал!» Но если капитан Жеглов мог позволить себе разве что подбросить кошелек незадачливому Кирпичу-Садальскому, то комиссары (само название должности тоже резонировало с известными струнами в душе), не раздумывая, выхватывали «Кольт Питон» и «решали вопрос», не дожидаясь приезда прокуратуры.

Жан-Поль Бельмондо в фильме «Безумный Пьеро»

Фото: Global Look Press/Supplied by FilmStills.net

То же, в общем, касалось и комедий с Бельмондо — в советском изводе проходимцы могли быть сколь угодно обаятельными (вспомним хоть классический образ Великого Комбинатора), но в финале их, безусловно, постигало неотвратимое возмездие социалистического правопорядка. Героям Бельмондо же обычно всё сходило с рук — точнее, они практически всегда выходили сухими из воды, с чемоданом денег в одной руке и талией красотки — в другой. Единственным исключением был «Стависки» — но и история безумного авантюриста, финансировавшего Троцкого и ставшего причиной неудачного государственного переворота во Франции, настолько же невероятна, сколь и правдива — да и снимал картину Ален Рене, один из величайших кинематографистов Франции ХХ века. Забавно, что в таких ролях Бельмондо часто дублировал Сергей Юрский, самый первый и, пожалуй, аутентичный и убедительный Остап Бендер советского кино («Золотой теленок» Михаила Швейцера). 

В двух лицах

Все эти легкомысленные поделки, штамповавшиеся в промышленных количествах Зиди, Лотнером, де Брока и прочими плодовитыми ремесленниками, принесли Бельмондо зрительскую любовь, большие деньги и европейскую славу. Но, увы, фильмы, благодаря которым он стал известен профессионалам кинематографии по всему миру, так и остались уделом синефилов — массовая аудитория предпочитала строящего уморительные рожи Бебеля с огромной «пушкой» за поясом и сигаретой в зубах обладателю действительно большого актерского таланта. «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара (1959) принес 26-летнему актеру признание — по крайней мере, среди знатоков настоящего кино. Собственно, созданный им образ обаятельного уголовника Мишеля Пуакара послужил во многом калькой для будущих проходных (но более денежных) ролей Бельмондо — с той лишь разницей, что в этом знаковом для мирового кино фильме героя ждет трагический конец.

Жан-Поль Бельмондо в роли секретного агента Жосслена Бомона в фильме «Профессионал»

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Бельмондо снялся еще в трех фильмах Годара; последним стал «Безумный Пьеро» (1965) — самый коммерчески успешный для великого режиссера. В известном смысле экранная смерть Фердинанда Гриффона по кличке «Пьеро» стала и последним вздохом Бельмондо-актера; даже в «Стависки» он уже стопроцентный Бебель, обаятельный любимец публики, нагловатый авантюрист (впрочем, исторический Стависки действительно вполне попадал под это описание). Насколько хорош Бельмондо как актер в последовавшие годы большого успеха и больших гонораров, можно увидеть разве что в фильмах, где ему выпадало играть сразу две роли; как правило, одну — неудачника и разини, вторую — его полной противоположности.

К примеру, «Великолепный» (1973) — застенчивый писатель-неудачник Франсуа Мерлен и суперагент Боб Сен-Клер; или «Чудовище» (1977) — сварливый каскадер без гроша Мишель Гоше и актер-миллионер Бруно Феррари. По всем законам жанра, разумеется, красотка и чемодан с деньгами доставались именно преодолевшему себя рохле — с лицом и улыбкой Бебеля. Собственно, даже в «Кто есть кто», с которого мы начали свой рассказ, Бельмондо является в двух обличьях — и хотя по своим замашкам «засланный казачок» Антонио Черрути мало чем отличается от комиссара Боровица «при исполнении», всё же можно заметить разницу в подходе со стороны Бельмондо, уже чуть стертые, но всё же просвечивающие сквозь фарсовую обертку грани мастерства. 

«Настоящего» Бельмондо можно было увидеть лишь на сцене — он много работал и в театре — но эта радость, увы, была доступна лишь немногим счастливцам. А 1990-е и вовсе принесли других кумиров — последний кассовый фильм с Бебелем вышел на экраны Европы в 1988-м, а в России нишу циничного полицейского очень быстро заняли герои разнообразных сериалов про «ментов». Тем не менее Бельмондо помнят и любят до сих пор — по крайней мере пока остаются те, кто может объяснить своим детям и внукам, почему этот чуть карикатурный красавец был так дорог когда-то им самим.

 

Читайте также
Прямой эфир