Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Биометрия в каждом кармане

Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов — о современных методах идентификации пользователя, позволяющих избавиться от ввода паролей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Ответьте на секретный вопрос». «Сообщите ваше местоположение». «Предъявите доказательства, удостоверяющие личность»... Мы слышим такое уже по нескольку раз в день, потому что вокруг нас становится всё больше и больше электронных сервисов и каждый из них должен убедиться в том, что вы именно тот человек, за которого себя выдаете.

В первом случае от человека требуется продемонстрировать определённые знания — к примеру, пароль или PIN-код. Во втором его местонахождение помогает определить IP-адрес или адрес базовой станции мобильной связи. А в третьем от него нужны документы, токен или же доказательства наподобие тех, которые кот Матроскин пытался предъявить почтальону Печкину, чтобы получить посылку.

А ведь уже давным-давно созданы технологии распознавания личности, не нуждающиеся в ответах на всякие бестактные вопросы, — по лицу, голосу, сетчатке глаза. Еще в 1902 году в Великобритании впервые опознали преступника по отпечатку пальца — это событие считается первым применением хорошо известной теперь дактилоскопии. А сегодня китайские полицейские уже ловят преступников при помощи «умных» очков с функцией распознавания лиц. Гаджет подключается к специальному устройству и сверяет лица с централизованной базой данных о лицах, находящихся в розыске.

Сегодня биометрия дозрела уже для применения в финансовом секторе, который традиционно отличается высокими требованиями к надежности технологий. Банки учатся с помощью биометрии выявлять мошенников и не позволять им «красть личность» добропорядочного клиента. Например, можно записать голос позвонившего в колл-центр мошенника и включить эту запись в черный список. Когда мошенник позвонит в следующий раз и представится кем-то другим, — неважно, с какого телефона, — программа определит его голос, даже если жулик будет пытаться пищать или басить. А лицевая биометрия поможет бороться с преступниками, которые приходят в банк с поддельными паспортами. Массовое применение таких технологий — дело совсем близкого будущего.

Биометрию для аутентификации пользователя применяют всё больше организаций. Главное преимущество биометрических технологий по сравнению с паролем или токеном очевидно: отпечаток пальца или радужную оболочку глаза нельзя потерять или забыть. Использовать их удобно как клиенту, так и организации.

Смартфон уже стал «банком в кармане», которым можно воспользоваться хоть дома, хоть в командировке, хоть на пляже. А скоро получить банковскую услугу онлайн станет еще проще — на помощь придет биометрия.

Сейчас российские банки тестируют Единую биометрическую систему, которую совместно создают Центральный банк, Минкомсвязи и «Ростелеком». Эта система — часть процесса удалённой идентификации, который позволит россиянам получать множество финансовых и других услуг в онлайне.

Выглядит это так. Клиенту нужно один раз пройти первичную идентификацию в банке, имеющем разрешение на сбор биометрии. Банк снимет на видео изображение лица клиента и запишет его голос. Эти данные будут храниться в биометрической системе, которая должна заработать уже 1 июля. После этого потребитель сможет обратиться за онлайн-услугой в любой банк. Достаточно будет поднести к лицу камеру своего мобильного телефона или другого устройства и произнести предложенную системой фразу.

Разумеется, биометрические технологии — не панацея: у них есть свои недостатки и проблемы. Современные бытовые устройства, использующие биометрические технологии (например, смартфоны) оснащены датчиками, не всегда позволяющими распознать подделку биометрического оригинала — отпечатка пальца или фото лица. В этом случае одноразовая кража биометрических данных приведет к их потере навсегда: заменить их, как пароль, вам не удастся. Еще в 2008 году немецкие хакеры опубликовали в интернете отпечаток пальца министра внутренних дел ФРГ — в знак протеста против биометрических паспортов. Мошенники могут скопировать чужой биометрический признак и попытаться предъявить эту копию банку. Поэтому в крупных компаниях подход к биометрии серьезный: во-первых, используются комплексные передовые решения с высокой степенью точности, во-вторых, применяется многофакторная биометрическая аутентификация: подделать сразу несколько признаков практически невозможно. Например, можно использовать не только лицевую и голосовую биометрию, но и другие ее виды: в частности, по венам ладони. Такой подход помогает достичь баланс между удобством для клиента и надежностью с точки зрения безопасности.

Биометрия становится элементом системы, в которой множество инструментов дополняют друг друга. Так что ее внедрение не означает отмену бумажных документов или паролей. Все-таки в вопросах безопасности эволюция всегда лучше, чем революция.

Автор — заместитель председателя правления Сбербанка, куратор направления безопасности

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир